03 декабря 2021 13:01

фото: Пресс-служба «Уральских локомотивов»

«Ласточка» для пассажиров

22 сентября завод «Уральские локомотивы» передал заказчику – ОАО «Российские железные дороги» – юбилейный, 200-й по счёту электропоезд «Ласточка». Этот 10-вагонный состав повышенной комфортности ЭС1П имеет номер 034.
Первыми его пассажирами, скорее всего, станут те, кто приобретёт билет на 1 октября на международный маршрут Москва – Минск: удлинённые составы «Ласточек» повышенной комфортности в первую очередь востребованы на этом международном направлении. Пока между Москвой и Минском курсирует один пятивагонный состав «Ласточки» и один сдвоенный. Между тем спрос у пассажиров растёт: с запуска международного скоростного сообщения (30 апреля 2021 года) поездом воспользовались почти 240 тыс. пассажиров.

Популярность «Ласточки» – явление бесспорное. Сегодня в России, наверное, не найти человека, который пользовался бы железнодорожным транспортом и не знал о скоростных птицах РЖД. От Московского центрального кольца, где «Ласточки» используются как городской транспорт, до региональных маршрутов и соединения городов в больших агломерациях – везде «Ласточки» предлагают пассажирам скорость, точность сообщения и комфорт.

Выпускают знаменитые электропоезда на Урале, в Верхней Пышме. Завод «Уральские локомотивы», недавно отметивший 10-летие, – самое современное предприятие по выпуску электропоездов не только в России, но и в Европе. «Ласточки» здесь делают с 2014 года. За время, прошедшее с запуска производства, уральцы не только освоили выпуск первоначальной, городской модели электропоезда, но и разработали несколько модификаций «Ласточек» для маршрутов разной протяжённости и магистралей с различным родом тока. Все модификации – результат внимательного диалога с заказчиком и пассажирами.

Так, с 2018 года выпускается «Ласточка-Премиум» (ЭС2ГП). Впервые этот поезд вышел на маршрут между Москвой и Иваново – уникальный не только протяжённостью и социальной задачей, но и тем, что часть пути здесь «Ласточка» преодолевает по неэлектрифицированным участкам – в паре с тепловозом. Кроме ивановцев преимуществами комфортабельных салонов «Премиум» пользуются пассажиры линий Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Нижний Новгород, Санкт-Петербург – Маткаселькя, Москва – Тула – Орёл – Курск – Белгород, Москва – Ржев. Благодаря продуманной компоновке вагона, современным санитарным модулям, новому классу сидений с регулировкой угла наклона спинки, специальной зоне, оборудованной в головном вагоне для организации питания пассажиров, «Ласточка-Премиум» – решение для межрегиональных маршрутов протяжённостью свыше 200 км.

Другие обстоятельства определяют компоновку «Ласточек» для Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД). Здесь внутреннее пространство вагона организовано таким образом, чтобы обеспечить возможность комфортной перевозки большого количества пассажиров, удобство быстрого входа и выхода. Составы оборудовали дополнительными поручнями, местами для складирования крупногабаритного багажа, в том числе велосипедов и колясок. В поездах организован доступ к Wi-Fi, установлена система информирования пассажиров, есть розетки для подзарядки мобильных устройств. Также составы оснащены системой климат-контроля с функцией обеззараживания воздуха.

За пять лет с момента запуска регулярного движения электропоездов «Ласточка» на МЦК уральские поезда перевезли свыше 630 млн человек. Интервал движения составов – 4 минуты. С ноября 2019 года завод оборудует как новые, так и уже эксплуатируемые в Москве «Ласточки» системами автоведения. Это ультразвуковые датчики, которые позиционируют поезд на платформе с точностью до 50 см. Соответствие зон входа и выхода пассажиров и разметки на платформе значительно ускоряет процесс посадки-высадки и сокращает интервалы движения.

Инженеры считают, что у системы автоведения большое будущее, и новые датчики – это только один из шагов к осуществлению более глобального замысла: внедрения беспилотной системы управления электропоездами. Как отметил генеральный директор «Уральских локомотивов» Олег Спаи, «система автоведения позволит значительно упростить работу машиниста, ожидается и дальнейшее сокращение интервала движения поездов». С лета 2019 года на МЦК проходят опытные испытания «Ласточки» со встроенной системой машинного зрения: специальная технология формирует двухмерную или трёхмерную картину в зоне видимости машиниста при помощи видеокамер и сканирующих лидаров. Электроника оценивает актуальное состояние путей, их занятость. Тем самым создаётся информационная база (банк данных), которая в дальнейшем поможет сформировать модель для автоматического ведения поезда с минимальным участием машиниста.

Ещё одним шагом к расширению скоростного движения на сети РЖД стала двухсистемная «Ласточка» – для неё уже не является препятствием смена рода тока в контактной сети. Один из перспективных полигонов для эксплуатации двухсистемных ЭС1П – Южно-Уральская железная дорога. Двухсистемные поезда эксплуатируются здесь на одном из самых популярных маршрутов региона Челябинск – Магнитогорск с ноября 2020 года. Как показывают данные автоматизированной системы управления пригородной пассажирской компанией, которая фиксирует каждый билет, до конца сентября 2021 года по ЮУЖД проедет юбилейный, 300-тысячный пассажир «Ласточки».

На достигнутом «Уральские локомотивы» не останавливаются. Чем шире становится география присутствия уральских электропоездов на карте России, тем более индивидуальный подход предлагают разработчики. Сейчас инженеры прорабатывают три новых варианта электропоездов для регионов на базе «Ласточки», а также поезд-экспресс для дальнего следования.

Проект электропоезда с рабочим названием «Ласточка β» («Ласточка.Бета») для городских агломераций был представлен общественности на железнодорожной выставке «PRO//Движение.Экспо» в августе этого года. Новый поезд будет иметь составность от 10 вагонов, а ускорение сможет развивать до 1 м/с2, что позволит эффективно управлять скоростью при частых остановках. Расширенные дверные проёмы ускорят процесс посадки-высадки пассажиров на платформе для экономии временных ресурсов.

Отдельный электропоезд разрабатывается для восточных регионов страны. Конструкционная скорость будет достигать 140 км/ч, что наиболее оптимально для особенностей инфраструктуры, а составность варьироваться от трёх до четырёх вагонов. Особое внимание проектировщики уделили приспособлению поезда к условиям континентального климата. Тип питания электропоезда (постоянный или переменный ток) можно будет выбрать на этапе производства.

И, наконец, проект электропоезда для Санкт-Петербурга – городская «Ласточка» будет работать на постоянном токе, а для движения по участкам без контактной сети предусмотрена установка аккумуляторных тяговых батарей, поддерживающих работоспособность поезда с запасом автономного хода до 120 км.

Кроме региональных поездов «Уральские локомотивы» предлагают проекты, способные изменить культуру движения в дальнем сообщении. В марте 2019 года завод подписал с ОАО «РЖД» соглашение о расширении парка пассажирских поездов холдинга за счёт инновационных электропоездов дальнего следования. Они будут иметь двухуровневую компоновку. Новые двухэтажные электропоезда окажутся наиболее эффективными на межрегиональных маршрутах, где в плотном трафике необходимо с высокой скоростью перевозить большое количество пассажиров одним составом.

Проект с рабочим названием «Меридиан» предполагает два варианта компоновки: дневной и ночной экспресс. Первый предназначен для скоростных перевозок большого количества пассажиров с временем в пути до пяти часов, второй – для эксплуатации на участках с временем в пути 8–12 часов. Вагоны сочетают купе разной классности, в составе предусмотрены вагон-бистро и детские игровые площадки.

«Ласточек» становится всё больше, как и больше становится пассажиров, которые могут в комфортных условиях совершать поездки и внутри городов, и между регионами.

Владимир Андреев
Партнёрский материал



Сегодня электропоезда «Ласточка» работают в 24 регионах России

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30