08 декабря 2021 19:06

фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Платформы захватили лидерство

Эксперты прогнозируют рост производства грузовых вагонов на 10% по итогам года

Росстат зафиксировал рост производства грузовых вагонов по итогам восьми месяцев 2021 года на 9,4% к уровню 2020 года, а в августе – на 28,6%. Участники рынка связывают это с восстановлением экономики и увеличением объёмов перевозок.  При этом вагоностроители меняют производственные планы, увеличивая выпуск инновационных вагонов и фитинговых платформ.
Вагоны-платформы вышли на первое место по доле в общем объёме выпуска грузовых вагонов, сместив прежнего лидера – полувагоны. Сейчас на платформы приходится 39% (это на 13% больше, чем было год назад), при этом большую часть – 90% – составляют фитинговые платформы.

Как ранее писал «Гудок», по прогнозам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2021 году ожидается исторический рекорд выпуска платформ в России. О своих планах по наращиванию производства заявили сразу несколько вагоностроителей. Так, по словам генерального директора АО «Торговый дом ТМХ» Дмитрия Вонакова, с IV квартала 2021 года холдинг планирует увеличить выпуск фитинговых платформ на 25%. Примерно на столько же собирается увеличить их производство в 2022 году АО «Рославльский ВРЗ». «В 2021 году нами сертифицировано и начато серийное производство вагонов-платформ модели 13-6716 погрузочной длиной 80 футов. В 2022 году планируем выпустить таких платформ не менее 1 тыс. штук», – прокомментировал заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «Рославльский ВРЗ» Геннадий Черняк.

При этом производители теряют интерес к универсальным платформам. Как рассказал «Гудку» заместитель генерального директора по сбыту «РМ Рейл» Александр Куликов, проседание в этом сегменте можно объяснить тем, что у наличного парка продлевают срок службы и большинство грузов переводят на фитинговые платформы. Однако значительные темпы обновления и пополнения парка фитинговых платформ могут привести к профициту к концу 2022–2023 года и снижению заказов у вагоностроителей, считает заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук.

Как сообщил «Гудку» начальник управления маркетинга и стратегического планирования АО «Уралвагонзавод-Транс» Станислав Золотарёв, в целом рост производства грузовых вагонов наблюдается уже четвёртый месяц подряд, что может говорить об определённой стабилизации спроса и предложения на рынке. Увеличение производства вагоностроители объясняют повышением спроса со стороны операторов на подвижной состав в условиях восстановления грузовой базы. «На рынке после спада, связанного с пандемией, наблюдается рост погрузки, в том числе массовых грузов. Одновременно происходит рост ставок оперирования грузовыми вагонами. Сохранение этих тенденций, а также наметившийся дефицит вагонов на отдельных маршрутах и в отдельных сегментах перевозок заставляют операторские компании приобретать дополнительный подвижной состав для удовлетворения возросшего спроса», – говорит исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС) Евгений Семёнов.

В сегменте полувагонов лидерство захватили инновационные модели и полувагоны с улучшенными техническими характеристиками. В августе вагоностроители впервые полностью прекратили выпуск типовых полувагонов, отмечает Станислав Золотарёв. «При продолжающемся спросе на перевозку угля инновационная модель отвечает всем параметрам и подходит лучше всего для транспортировки угля», – говорит заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин.

По мнению Станислава Золотарёва, этот вид подвижного состава при текущем уровне ставок, тарификации и хрупком балансе на сети остаётся инвестиционно привлекательным. Однако наращивать производство производители пока не планируют.

На фоне роста производства одних видов подвижного состава происходит сокращение в других сегментах. Так, уменьшается выпуск вагонов-хопперов (–13% к уровню 2020 года). Практически не производятся хопперы-минераловозы, цистерны для перевозки пищевой продукции, а также вагоны для перевозки бокситов. Из-за ограниченного круга потребителей сокращается производство хопперов-окатышевозов, замечает Александр Куликов. Спад производства вышеуказанных моделей подвижного состава, по мнению Евгения Семёнова, связан с отсутствием грузовой базы для перевозки таким типом подвижного состава, что влечёт снижение спроса. «Например, спрос у операторов на платформы для перевозки леса сейчас очень низкий. Риск приобретения такого вида подвижного состава связан с ожиданием запрета на вывоз «кругляка» с 1 января 2022 года», – объясняет Денис Семёнкин.

О долгосрочных прогнозах на рынке вагоностроения эксперты говорят с осторожностью, поскольку производство вагонов зависит от наличия грузовой базы. По прогнозам ОВС, при сохранении текущей ситуации на рынке по итогам года с конвейера сойдёт более 60 тыс. единиц подвижного состава, что будет выше показателей 2020 года на 10%.

Сергей Волков


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30