08 декабря 2021 22:21

фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Проекты будут тиражированы

Удачные инженерные решения должны применяться на всей сети

По итогам последнего квартала 2020 года и первых шести месяцев 2021 года на Куйбышевской дороге план по экономии затрат от реализации проектов бережливого производства выполнен на 139%. Фактическое достижение экономического эффекта составило 88,4 млн руб. при плановом значении 63,7 млн руб. О том, какие проекты дали такой результат и какими будут особенности реализации программы «Бережливое производство» во второй половине года, наш разговор.
Денис Аграфенин, главный инженер Куйбышевской железной дороги
– Денис Владимирович, какие из предложенных проектов показали наибольший экономический эффект?
– Оперативные рабочие группы 34 линейных подразделений реализовали 44 проекта. Всего с начала года реализовано 88 проектов.
Наибольший вклад внесли дирекции тяги, инфраструктуры, по тепловодоснабжению, по энергообеспечению.
Проекты в основной своей массе направлены на повышение энергетической эффективности и перевозочного процесса в целом, например проект «Снижение расхода электроэнергии на «горячий простой» в моторвагонном депо Дёма. Также есть проекты по улучшению отдельных технологических процессов. В частности, проект «Оптимизация затрат на эксплуатацию стойки POWER ONE» Ульяновского регионального центра связи.
Если рассматривать структуру улучшений, можно выделить тренд на широкое тиражирование разработок. Это связано с решением центрального проектного офиса бережливого производства компании, которое транслируют на сеть проектные офисы функциональных филиалов.
Для конечного успеха важно, чтобы потери устранялись повсеместно. Недопустимо, чтобы положительная практика и удачное инженерное решение оставались в одной региональной дирекции. Потому и выбраны в качестве основных областей для внедрения бережливых практик типовые процессы. Приведу пример по Куйбышевской дирекции по энергообеспечению, чей проект «Снижение потерь электрической энергии за счёт внедрения автоматики включения и отключения резервного выпрямительного агрегата (АВОР)» у нас реализован более 10 раз. Широкое распространение он получил и на сети.
В компании принято решение, что подобные и аналогичные улучшения типовых технологических процессов будут стандартизированы с помощью отраслевых проектно-конструкторских бюро и широко распространены на всю сеть.

– Расскажите о наиболее результативных межфункциональных проектах, реализованных в этом году?
– С точки зрения эффективности межфункциональные проекты приносят гораздо большую отдачу, чем простой функциональный проект. Они направлены на улучшение показателей деятельности сразу нескольких подразделений ОАО «РЖД», действующих на полигоне Куйбышевской дороги.
На своём полигоне активно применяем кросс-функциональный подход, для чего встроили в работу проектного офиса Центр повышения эффективности труда персонала, специалисты которого стали дополнительным связующим звеном в реализации проектов. С их участием сейчас разрабатываются и внедряются самые результативные проекты. К примеру, в эксплуатационном локомотивном депо Ульяновск реализован межфункциональный проект бережливого производства «Изменение порядка использования тепловозов ТЭП70БС».
Он позволил пересмотреть технологию обслуживания пассажирских поездов № 97/98, № 392 и № 348. До реализации проекта подвязка локомотивных бригад, обслуживающих эти поезда на участке Димитровград – Ульяновск – Инза, несла эксплуатационные затраты на следование резервом и расход дизельного топлива. Таким образом, использование парка локомотивов было неэффективным. Из-за отсутствия на станции Димитровград дома отдыха локомотивных бригад и невозможности вождения этих поездов одной бригадой (тогда бы режим работы превышал 12 часов) было принято решение изменить технологию таким образом, чтобы даже при увеличении времени следования пассажиром достигалась экономия резервного пробега локомотива и снижался расход дизельного топлива. Итоговый экономический эффект за год составит 3,5 млн руб.
Крайне важной остаётся проблема увеличения часов следования локомотивных бригад резервом. Неравномерность поступления поездов по стыкам – издержки производства, а также специфика организации проведения плановых видов ремонта сервисными предприятиями влекут за собой увеличение часов резервного пробега локомотивов. И всё это на фоне главной задачи локомотивного комплекса – обеспечения потребным парком локомотивов станций и оборотных депо. Для её реализации был разработан проект «Организация проведения ТО-3 тепловозами серии ТЭП70БС в сервисном локомотивном депо Моршанск». Дело в том, что на участке Пенза – Ряжск пассажирскую работу выполняют тепловозы приписки эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск. Ранее для проведения ремонтов в объёмах ТР и ТО-3 тепловозы серии ТЭП70БС передислоцировались резервом в сервисное локомотивное депо Ульяновск. Отправить резервом напрямую на станцию Ульяновск их было невозможно из-за отсутствия между станциями прямых пассажирских поездов. Поэтому приходилось в наряде задействовать дополнительные локомотивные бригады.
Решение оказалось простым – организовать ТО-3 для этих машин в сервисном локомотивном депо Моршанск, обладающем необходимым для этого сертификатом соответствия. В процессе реализации проекта машинисты-инструкторы локомотивного депо Пенза (цех Моршанск) проверили возможность постановки тепловозов на ремонтную позицию, были проанализированы негабаритные места и организовано обучение экипировочных бригад. Также была пересмотрена технология работы локомотивов после проведения ТО-3 в части их подвязки под пассажирские поезда. Общий экономический эффект по проекту превышает 7,3 млн руб.

– В этом году всю сеть ждёт новая практика по созданию производственной системы организаций на принципах бережливого производства. Какая роль в этом отводится Куйбышевской?
– Уже сейчас центральными дирекциями определён перечень линейных предприятий, на которых будут формироваться так называемые эталонные процессы. Предприятия полигона Куйбышевской дороги в перечень пилотных, к сожалению, не вошли – он достаточно ограничен. Но мы в инициативном порядке планируем развернуть работу в Куйбышевском центре метрологии.
Методология и конкретные инструменты формирования эталонных процессов в компании на текущий момент формально ещё не разработаны и не утверждены. Но на дороге есть уникальный опыт участия в реализации национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости», где используется подобный подход. Причём можно сказать, что это будет именно классическая методология бережливого производства. Она заключается в идентификации основных процессов подразделения, картировании самого трудоёмкого из них и последующей разработке мероприятий по устранению потерь. Планируется, что за такую интересную и масштабную задачу возьмётся специально сформированная группа специалистов из основных служб инженерного блока.

Беседовал Игнат Вьюгин


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30