27 октября 2021 06:35

фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Эффект проектного творчества

С начала 2021 года на Свердловской дороге провели пять заседаний проектного офиса. Большая часть представленных проектов бережливого производства уже внедрена или находится в процессе реализации.
Алексей Пидяшов, главный инженер Свердловской дороги
– Алексей Михайлович, как вы оцениваете проводимую на полигоне СвЖД работу по созданию проектов бережливого производства?
– По итогам двух кварталов – IV квартала 2020 года и I квартала 2021 года – на полигоне Свердловской железной дороги реализовано 54 проекта бережливого производства, в том числе 27 новых, 25 тиражируемых, два мультифункциональных. При плане на два квартала 22,9 млн руб. выполнение составило 24,3 млн руб., это 120% к плану. При этом выполнение годового плана составляет пока 24%, пересмотрены 82 технологических процесса, 12 из них описаны в автоматизированной системе учёта АСУ БМ. Основной вклад в достижение целевых показателей внесли свердловские дирекции инфраструктуры, тяги, по энергообеспечению, по тепловодоснабжению.
По итогам работы проектных офисов и внесённых корректировок, по предварительным данным, на 1 июля 2021 года будут выполнены 94 проекта бережливого производства, в том числе: 34 новых, 57 тиражируемых и четыре мультифункциональных. При плане за три квартала (с IV квартала 2020 года по II квартал 2021 года) 63 млн руб. ожидаемое выполнение составит 79,6 млн руб. Это 126% к плану. В целом планируется пересмотреть 112 технологических процессов.

– Приведите пример проектов, которые рассматривались на офисах?
– Проекты самые разные, в том числе и высокотехнологичные. К примеру, проект виртуализации серверов IT-инфраструктуры, представленный Екатеринбургским информационно-вычислительным центром. В числе обсуждаемых тем – сокращение расходов на закупку аккумуляторных блоков (проект Екатеринбургской дирекции связи), вождение передаточно-вывозных поездов на Свердловском узле электровозом серии 2ЭС6 (Свердловской дирекции тяги). В Свердловской дирекции по управлению терминально-складским комплексом предложили оптимизировать учёт расхода дизтоплива с применением АС спутникового мониторинга топлива, изготовить стационарные мостки эстакады повышенного пути для выгрузки инертных грузов на грузовом дворе станции Сургут, изменить систему освещения ангара для автотранспорта на станции Тюмень и другие. Задача таких совещаний в том, чтобы принять меры для продвижения тех разработок, от которых ожидается максимальная экономическая отдача. Всё-таки доходность проектов, выполнение установленного плана – это главный критерий.

– У какой дирекции наибольшее количество заявленных на 2021 год проектов бережливого производства?
– Один из самых объёмных на дороге – план внедрения проектов бережливого производства в Свердловской дирекции инфраструктуры. Он предусматривает реализацию как функциональных проектов, так и тиражируемых. Для многих подразделений тиражируемость проектов обеспечивает существенный вклад в общий результат. К примеру, 20 дистанций службы пути на протяжении года поквартально реализуют тиражируемый проект «Регулировка стыковых зазоров в уравнительных пролётах бесстыкового пути методом удлинения рельсовых плетей». Ценность данного проекта зависит от условий его реализации на конкретном производстве. В среднем ожидаемый экономический эффект от регулировки стыковых зазоров составляет 1 млн руб. Суть методики в том, что с помощью гидравлического натяжного устройства и шурупогаечных ключей бригада протягивает плеть, затягивает клеммные гайки и закладные болты. Происходит сплошная фиксация расчётных участков раскрепления плетей бесстыкового пути. В границах отдельной дистанции эксплуатируется до полутора сотен пар уравнительных пролётов общей протяжённостью свыше 4,5 км, и реализация проекта даёт существенный экономический эффект. Кроме того, 10 дистанций пути внедряют ещё и тиражируемый проект «Увеличение срока службы деревянных шпал и брусьев». Упомянутые проекты БП составляют львиную долю в ожидаемом экономическом эффекте от всех запланированных к реализации: 33,1 млн руб. при плане 30 млн руб.

– Такая однотипность тиражируемых проектов БП характерна и для других подразделений Дирекции инфраструктуры?
– Нет. Например, у предприятий службы автоматики и телемеханики много самых разноплановых разработок. Так, Березниковская дистанция сигнализации, централизации и блокировки предложила на разъездах участка Яйва – Чашкино исключить из работы вторые источники бесперебойного питания и использовать их как резервные для ремонта УБП. Специалисты Смычкинской СЦБ своими силами в условиях мастерской РТУ изготовили аналогичный заводскому стенд для проверки двигателей типа ЭМСУ. В Серов-Сортировочной дистанции предложили сократить расходы на приобретение коллекторов электродвигателей, а также напольных камер КТСМ за счёт ремонта специалистами самой дистанции, экономия при закупке нового оборудования. Если структурное подразделение имеет возможность и обладает необходимой компетентностью сделать тот или иной узел взамен заводского без снижения надёжности всего устройства, это можно только приветствовать.

– Какой из наиболее интересных реализованных мультифункциональных проектов II квартала вы могли бы назвать?
– Есть хороший мультифункциональный проект бережливого производства – «Эффективность совершенствования технологии и организации маршрутных перевозок на участке Смычка – Гороблагодатская – Качканар». В работе над ним участвовали руководители и специалисты свердловских дирекций тяги, управления движением, представители «РЖД Логистики» и АО «ЕВРАЗ НТМК». Рабочая группа предложила несколько интересных решений. В частности, организовать смену локомотивных бригад на станции Заводская (где пути необщего пользования АО «ЕВРАЗ НТМК», примыкающие к железнодорожной станции Смычка), пересмотреть график движения технологических кольцевых маршрутов, исключить длительную стоянку на железнодорожной станции Гороблагодатская и другие. В результате внедрения проекта удалось увеличить участковую скорость движения поездов на маршрутах на 13,9 км/ч. А также исключить занятость инфраструктуры на станции Гороблагодатская на 2,08 ч/поезд, высвободить прогревальщиков эксплуатационного локомотивного депо Смычка на этой станции. В целом экономический эффект от внедрения проекта составил 9,3 млн руб. Второй проект реализован Свердловской дирекцией моторвагонного подвижного состава – «Организация предрейсового медицинского осмотра (ПРМО) на станции Пермь-1». Проблема заключалась в том, что после закрытия в январе 2020 года перегона Пермь-2 – Пермь-1 появились затраты на перевозку локомотивных бригад для прохождения ПРМО в основном депо станции Пермь-2, а затем на их доставку к месту работы на станции Пермь-1. Для решения проблемы был организован пункт ПРМО в отдельном служебном помещении здания вокзала станции Пермь-1. В результате реализации проекта исключена перевозка локомотивных бригад четырьмя рейсами автотранспорта ООО «РесурсТранс» в сутки между станциями Пермь-2 и Пермь-1, а также снижено накладное время работы локомотивных бригад. Экономический эффект от внедрения проекта в моторвагонном депо Пермь-2 составил 2,8 млн руб.

– Как мотивировать работников к созданию проектов бережливого производства?
– В ОАО «РЖД» действует «Положение об организации дополнительного премирования работников филиалов ОАО «РЖД» за реализацию экономически эффективных проектов бережливого производства». Так, за два квартала 2021 года поощрено 218 человек на сумму 5,2 млн руб. Кроме того, на базе Института дополнительного образования УрГУПСа по программе Корпоративного университета проводятся дистанционные трёхдневные курсы по обучению работников основам бережливого производства. В настоящее время из 220 инженерных работников, состоящих в оперативных рабочих группах и региональных проектных офисах, обучены 172.

Беседовал Владимир Андреев


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31