27 октября 2021 22:43

фото: Бронислав Сурин

Металл диктует стоимость

Операторы попросили Минпромторг и ФАС заняться контролем цен на детали для вагонов

Операторы сообщили о существенном повышении стоимости деталей для грузовых вагонов. Как стало известно «Гудку», соответствующее обращение направил председатель президиума Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Игорь Ромашов в адрес первого вице-премьера Правительства РФ Андрея Белоусова. Так, в 2020–2021 годах цены на цельнокатаные колёса превысили на 80–90% значения 2018 года. Причинами роста цен стали повышение стоимости металла, снижение конкуренции среди российских производителей и возросший спрос со стороны операторов.
Председатель президиума Союза операторов железнодорожного транспорта Игорь Ромашов в июне направил письмо (есть в распоряжении «Гудка») в адрес первого вице-премьера Правительства РФ Андрея Белоусова, где выразил обеспокоенность резким ростом стоимости комплектующих. В обращении глава СОЖТа приводит данные вагоностроителей, согласно которым цены на прокат плоский горячекатаный выросли на 66% начиная с III квартала 2020 года, что привело к росту себестоимости производства грузовых вагонов до 20%.

Так, Игорь Ромашов указывает на подорожание цельнокатаных колёс. Он отметил, что после введения антидемпинговых пошлин на ввозимые в ЕАЭС цельнокатаные колёса для вагонов и запрета ввоза металлопродукции (вагонного литья) иностранного производства доминирующие производители – Выксунский металлургический завод и ЕВРАЗ – увеличили долю рынка производства колёс с 70 до 90%, при этом повысив цены на эти комплектующие.

На вопросы «Гудка» о причинах роста цен в пресс-службе ЕВРАЗа сообщили, что компания поставляет колёса в соответствии с заключёнными в декабре 2020 года и в I квартале 2021 года договорами, в которых согласованы принципы определения цен и объёмов поставок колёс. Никаких односторонних пересмотров цен на колёса со стороны ЕВРАЗа не было. Новые договоры также не заключались. Более того, по данным компании, цены на колёса снизились в первом полугодии 2021 года по отношению к IV кварталу 2020 года.

Главная причина, способная спровоцировать рост цен на детали для грузовых вагонов, – повышение мировых цен на металл. «Выросла цена на металлоёмкие запасные части. Так, например, более чем в два раза подорожала осевая заготовка, соответственно и сама ось увеличилась в цене, – считает заместитель генерального директора АО «Концерн «Уралвагонзавод» Борис Мягков. – Выросли в цене и литые детали тележек, каждая из которых весит около 400 кг. Всё это подорожало, потому что существенно выросли цены на сырьё и материалы».

Председатель правления компании RAILGO Рахман Халилов отметил, что причиной повышения цен на запасные детали вагонов стал рост спроса на ремонт. «С восстановлением грузопотока операторы массово начали выводить вагоны из отстоя. Потребность в их ремонте возросла, спрос на запчасти увеличился, начался постепенный рост стоимости деталей. Так, бывшие в употреблении колёсные пары подорожали в среднем на 30%, цельнокатаные диски – на 20%. Отчасти это связано с ограниченным предложением», – отмечает Рахман Халилов.

По мнению первого заместителя генерального директора Группы «НВРК» Максима Клёнова, пострадавшая сторона роста цены на плановый ремонт – собственники вагонов – отчасти является и бенефициаром роста мировых цен на сырьё. Ведь высокие цены – это следствие неудовлетворённого спроса, а значит, у грузоотправителей есть стимул больше грузить угля, металла, нефтепродуктов. Рост спроса на перевозки стимулирует рост ставок доходности вагонов. «Думаю, рост доходов операторов превышает рост расходов на содержание парка», – говорит он.

Для решения проблемы повышения цен глава СОЖТа в своём письме предложил «рассмотреть возможность поручения Министерству промышленности и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) вести ежемесячный мониторинг ценовой политики российских производителей запасный частей». Если мониторинг выявит существенное повышение цен, операторы предлагают правительству рассмотреть варианты корректировки ранее принятых решений по запрету импорта отдельных видов продукции.

В пресс-службе ФАС «Гудку» сообщили, что поручения, касающиеся проведения мониторинга цен на рынках запасных частей для грузовых вагонов, в адрес антимонопольного органа от правительства пока не поступали. «ФАС России отмечает, что запасные части для грузовых вагонов включают в себя большую номенклатуру товаров, отличающихся между собой по техническим и функциональным характеристикам, а также по стоимости, – пояснили в пресс-службе ФАС. – Без уточнения перечня конкретных товаров, на которые, по мнению СОЖТа, необходимо на регулярной основе осуществлять мониторинг цен, а также анализа причин указанной необходимости представить аргументированную позицию о целесообразности такого контроля не представляется возможным».

Генеральный директор ABC-RAIL Артур Нурмухамедов считает, что задачи ведения дополнительного мониторинга не разъяснены. По его словам, аналитические службы всех вагоноремонтных предприятий, поставщиков, комплектующих постоянно проводят мониторинг рынка и отслеживают колебания цены. Жизненный путь большинства номерных деталей можно проследить, соответственно, можно проследить и изменение их цены.

Анастасия Баранец


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31