20 октября 2021 00:13

Эффекты передачи данных

Ефим Розенберг, первый заместитель генерального директора АО «НИИАС»

Совершенствование технологий должно обеспечить развитие железнодорожного транспорта страны. При этом все современные технологические решения, применяемые в организации движения поездов, построены на их взаимодействии с помощью различных систем связи. Сегодняшний прогресс РЖД обеспечивается рядом разработанных с участием АО «НИИАС» технологий. Среди них координатные методы интервального регулирования на основе цифрового радиоканала, уже внедрённые на Московском центральном кольце и дающие эффективность в том числе в интенсивности движения, которую невозможно обеспечить традиционными средствами. Стоит отметить также новейшие технологии – внедрение беспилотного вождения, технического зрения с использованием современных цифровых систем радиосвязи, развитие АСУ «Станция», обеспечивающей управление маневровыми локомотивами сортировочных станций и оптимальное заполнение путей с переходом к цифровой станции, комплексное применение систем связи и виброакустического воздействия на волоконно-оптический кабель для определения местоположения подвижного состава в реальном масштабе времени. Волоконно-оптические линии связи – это целый комплекс перспективных технологий, включающий не только функции передачи данных, но и съём информации в качестве датчиков состояния инфраструктуры.

Сегодня на сети «РЖД» применяются различные виды и форматы связи и есть необходимость комбинировать их, учитывая экономический эффект. Так, на станциях нужны широкополосные сети связи. На перегонах в ряде случаев можно обойтись более дешёвыми элементами или локальными технологиями. На малодеятельных линиях или на Северном широтном ходе просто не будет других экономически обоснованных решений, кроме применения спутниковой связи.

Универсальным вариантом является использование Интегрированной цифровой системой технологической связи, объединяющей все виды технологической связи на базе единой аппаратно-программной платформы, основанной на технологии IP-MPLS. Применяются и проходят испытания цифровые системы технологической радиосвязи: DMR, GSM-R, РОРС-GSM, LTE. Организованы сети передачи данных на основе волоконно-оптических линий связи. Созданы многофункциональные переговорно-вызывные пульты руководителей. Внедряются автоматизированные системы информирования пассажиров и оповещения работающих на путях, видеоконференцсвязь и системы видеонаблюдения.

Сочетание технологий обеспечивает возможности видеоконтроля работ на путях и оповещение работающих о приближении подвижного состава. При этом в ОАО «РЖД» разработаны системы, ориентированные на отказ от сигналистов, основанные на применении цифровых систем радиосвязи.

На практике важна технологическая связь, обеспечивающая передачу информации о временных ограничениях, графике движения, оперативных ситуациях на пути следования, которая позволяет локомотивному комплексу переходить к повышению уровня автоматизации управления. Ещё недавно была проблема радиосвязи в тоннелях. Сегодня она решена на основе технологической радиосвязи.

Развитие систем применения цифровой радиосвязи и спутниковых навигационных технологий позволило создать систему маневровой локомотивной сигнализации, исключающей проезд на запрещающий сигнал и дающей информацию о передвижении локомотива по станции в режиме реального времени. Система уже внедрена на нескольких станциях.

Для обеспечения движения скоростных поездов «Стриж» и «Сапсан» между Москвой и Нижним Новгородом оказалось экономически выгоднее применять в регулировании движения поездов цифровые системы радиосвязи, вместо того чтобы менять светофоры и кабель связи на линии. Внедрение системы обеспечило увеличение скоростей на действующей инфраструктуре.

ОАО «РЖД» находится в авангарде мирового опыта по развитию технологии виртуальной сцепки, где связь между ведущим и ведомым локомотивами обеспечивается по цифровому радиоканалу. Пока в мире идёт только опытная эксплуатация такой системы интервального регулирования, на Дальневосточной и Забайкальской дорогах в виртуальной сцепке проходят до 150 грузовых поездов в месяц.

Модернизация систем связи, заложенная в Основные направления развития телекоммуникаций ОАО «РЖД» до 2025 года, позволит нам сохранить темпы реализации прорывных технологических решений, обеспечивающих лидерство РЖД на мировом рынке железнодорожных перевозок.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31