21 октября 2021 14:40

фото: Павел Кассин / ИД «Гудок»

Зерну расчищают пути

Железнодорожники ищут индивидуальный подход к производителям и грузоотправителям сельхозпродукции

На транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Сибирь», которая прошла 30 июня в Новосибирске, участники обсудили программу скоростной доставки грузов «Агроэкспресс». В числе вопросов, волнующих участников, – развитие путей необщего пользования, оперативность формирования составов и тарифы на перевозки.
Одной из первых, кто реализовал программу «Агроэкспресс» на Западно-Сибирской дороге, была компания «Русагротранс». Она была запущена в 2017 году и дала положительные результаты уже в первый месяц работы. Главная цель применения технологии – сократить время оборота вагонов. Благодаря этому перевозчик покрывает возросший спрос на специализированный подвижной состав и при этом сводит к минимуму образование порожнего парка вагонов в регионе.

Сейчас АО «Русагротранс» задействует 12 ниток графика, обеспечивая транспортировку грузов в западном направлении (Северо-Западный федеральный округ, Азово-Черноморский бассейн) и на восток (КНР и Дальний Восток). Так, в этом году компания «Русагротранс» отправила пилотный зерновой экспресс из Алтайского края в Китай.

Но, как отметил на форуме «PRO//Движение.Сибирь» начальник Новосибирского представительства АО «Русагротранс» Сергей Вергилес, «в наше время грузоотправителя ещё нужно заинтересовать, чтобы он использовал этот сервис».

Главный плюс «Агроэкспресса» для производителя зерна в том, что он может быстрее вернуть средства, вложенные в производство продукта, поскольку сейчас производитель, отдавший товар при погрузке, получает деньги при разгрузке вагонов в порту. Это актуально для 70% сельскохозяйственных грузов, отправленных по железной дороге.

Учредитель и генеральный директор ГК «ОНИКС», ООО «Бердский элеватор», ООО «Посевнинское ХПП» Дмитрий Трофимов отметил, что сокращение времени оборота вагонов в перспективе даёт возможность обсудить снижение ставок за использование вагонов.

В то же время существует ряд моментов, которые мешают использовать сервис на полную мощность. Так, Сергей Вергилес отметил, что инфраструктура сибирских зерноотправителей пока не позволяет сформировать целый поезд на путях необщего пользования. Поэтому развивать технологию планируют с технических маршрутов.
«Безусловно, инфраструктуру предприятий промышленного железнодорожного транспорта необходимо развивать, но подходить к этому нужно дифференцированно. Если говорить о Кузбассе, углепогрузочном «сердце» дороги, то его мощностей более чем достаточно для эффективной работы. А вот новосибирским, омским предприятиям, конечно, мощностей уже не хватает, – сказал и.о. начальника Западно-Сибирской дирекции управления движением Алексей Сибилёв. – Я считаю, что необходимо внести изменения в законодательство. Если оператор хочет выпустить свой вагон на линию, пусть позаботится о «парковочном месте»: построит себе станцию или заключит договор с владельцами подъездных путей, где можно разместить подвижной состав. Это упорядочит движение».

Грузоотправители, в свою очередь, утверждают, что главная трудность связана с отсутствием тягового подвижного состава. Дмитрий Трофимов рассказал о ситуации в Бердске, где в настоящий момент возможно было бы формирование агроэкспресса. «Не хватает тепловозов. Подача под погрузку и забор вагонов происходит несвоевременно. Вагоны стоят, а документы оформить мы не можем. Из-за этого «плывут» сроки по контрактам, и мы не можем выполнить свои обязательства, – говорит грузоотправитель. – Также сталкивались с вопросом оформления – банально не хватает приёмосдатчиков».

Участники «PRO//Движение.Сибирь», представляющие Западно-Сибирскую дорогу, возьмут этот вопрос под контроль.

В то же время производители продуктов перемола обеспокоены не сроками погрузки, а стоимостью доставки. В апреле этого года ФАС издала приказ № 414/21, изменив условия перевозки грузов. При этом выросли тарифы на перевозку смешанных грузов. Например, если из Алейска во Владивосток одновременно отправлять в одном вагоне пшеничную и ржаную муку, то стоимость отправки за один вагон вырастет на 110 тыс. руб., отметил исполнительный директор ЗАО «Алейскзернопродукт» Денис Старовойтов. При средней стоимости муки 19 руб. за килограмм это приведёт к удорожанию продукта на 8%. ЗАО «Алейскзернопродукт» большую часть своей продукции – 17 тыс. тонн – ежегодно отправляет по железной дороге. Но, как отмечает Денис Старовойтов, уже сейчас из-за ценового перекоса клиенты начинают отказываться от сборных поставок нашей продукции по железной дороге. Поэтому существует риск, что производители продуктов перемола переключатся с железнодорожного на автотранспорт. «Мы попробуем отработать с ЗАО «Алейскзернопродукт» различные варианты, в частности с операторами подвижного состава рассмотреть вопрос о снижении цен или о предоставлении дисконта», – прокомментировал первый заместитель начальника Западно-Сибирского ТЦФТО Евгений Главчев.

Дарья Доротова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31