28 января 2022 09:38

Записки машиниста прошлого века

Ветеран Горьковской дороги, бывший машинист Владимир Шуин почти 20 лет трудится хранителем музея моторвагонного депо Горький-Московский, одного из старейших на магистрали. Самым уникальным из всех экспонатов он считает технический формуляр машиниста паровоза Ивана Батуры, заполненный в 1915 году.
Молодых помощников и машинистов XXI века, которые приходят в музей, в этом документе в первую очередь удивляет почерк коллеги из прошлого века – каллиграфический. Тетрадь не разлинована, но строчки все ровные, чёткие. Не менее интересно и содержание. В формуляре с дореволюционными буквами «i» и «ъ» отражены ежедневная работа машиниста и накопленный им багаж знаний. Охват тем самый широкий.
«Как правило, в таких журналах машинист фиксирует какие-то руководящие приказы, отмечает случаи крушения, взреза стрелок, неисправности, как действовать в том или ином случае, – рассказывает Владимир Шуин. – Но этот журнал по содержанию гораздо полнее».

Листая записи паровозника прошлого века, понимаешь – это целая тетрадь конспектов. Большой раздел посвящён подвижному составу. «Паровоз – это такая машина, которая посредством пара не только сама движется по рельсам, но и тянет за собой много гружёных вагонов», – пишет Иван Батура и подробно излагает схему работы паровой машины. Условные обозначения, формулы, единицы измерения, что такое инжектор, водомерное стекло, приборы для управления огнём…

Судя по формуляру, Иван Батура хорошо разбирался не только в паровозах, но и в путейских делах: он пишет о подбивке балласта, шпал, о рихтовке пути, разгонке зазоров. Объясняет, в чём предназначение служб телеграфа, движения. Любопытно и то, как машинист определяет свою профессию: «Машинист есть полный хозяин своего паровоза и отвечает за него во всём; поэтому на обязанности машиниста, кроме исправного ведения поездов, лежит постоянный надзор за исправностью своего паровоза и за своевременной его чисткой».

Этот формуляр – один из самых старых экспонатов деповского музея. Раньше он хранился в семье потомков Ивана Батуры. К сожалению, о самом машинисте известно немного. Владимир Шеин предполагает, что он мог окончить Центральные курсы машинистов Московско-Казанской железной дороги или получить права управления паровозом в школе машинистов в Коврове. Доподлинно известно лишь, что Иван Батура проработал на предприятии всю жизнь – сначала машинистом, потом слесарем.

Ольга Шаронова
Нижний Новгород
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30