03 декабря 2021 21:32

фото: Михаил Пермин / ИД «Гудок»

Индекс хорошей оценки

В Strategy Partners компании оценивают по семи направлениям

Компания Strategy Partners регулярно проводит исследование для подготовки Индекса готовности компаний к цифровой трансформации. Он демонстрирует текущий уровень цифровой зрелости и указывает на барьеры, мешающие цифровой трансформации. Наш разговор – о методике составления индекса.
Алексей Праздничных, руководитель исследования, партнёр Strategy Partners
– Как появился ваш индекс?
– В ходе международного проекта по будущему промышленности выяснилось, что у многих компаний нет понимания, как определить свой уровень цифровой трансформации. Тогда мы решили создать инструмент, который позволил бы компаниям оценивать себя по сравнению с другими. Проанализировали около 500 исследований ведущих экспертов по вопросам цифровизации и выделили лучшие практики. Так появился наш индекс – он показывает, насколько компания близка к лучшим мировым практикам внедрения цифровых технологий. Высшая оценка – максимальное соответствие мировому уровню цифровизации.

– По каким критериям оценивается цифровая зрелость компаний?
– Мы оцениваем семь векторов цифровой трансформации. Наш индекс – своего рода радар, комплексное понимание того, где у компании есть разрывы и с чего начать. Ведь у каждого руководителя свой взгляд на цифровую трансформацию. Кто-то думает, что это цифровой маркетинг, кто-то уверен, что это цифровизация производства, предиктивное обслуживание, а кто-то скажет: «Нет, это цифровые компетенции работников». Наш индекс приводит все эти мнения к общему знаменателю.
Главный критерий – меняется ли под влиянием цифры бизнес-модель. Этот пункт помогает ответить на вопрос, зачем той или иной компании нужна цифровая трансформация. В этом вопросе существуют различия по отраслям. Так, в отрасли развлечений цифра радикально меняет бизнес-модель. А вот в нефтяной промышленности бизнес-модель под влиянием цифровизации не меняется, может только повыситься эффективность.
Следующие два вектора относятся к цифровизации отношений с клиентами и ключевых операций компании. Ключевые процессы компаний могут различаться в зависимости от отрасли: для промышленной компании это производство и логистика, для транспортной – организация транспортировки грузов или пассажиров. Четвёртый вектор – поддерживающие функции: управление человеческими ресурсами, отчётность, закупки. Эти процессы сейчас цифровизуются. Пятый вектор – это цифровая платформа, то есть насколько правильно построена цифровая архитектура компании.
Шестой вектор – всё, что связано с цифровой культурой, цифровыми компетенциями работников, их готовностью к цифровой трансформации. По нашей оценке, неподготовленные кадры – наиболее значимый барьер в цифровизации транспортных и логистических компаний. Седьмой вектор касается модели управления изменениями: какова роль совета директоров, руководителя, топ-менеджеров. Часто ключевым драйвером цифровой трансформации становится первый руководитель.

– В чём специфика оценки железной дороги?
– В отличие от других отраслей транспорт – это сектор, состоящий из достаточно разных сегментов. Они выделяются и с точки зрения видов транспорта, и с точки зрения видов деятельности: пассажирские и грузовые перевозки. Поэтому транспортный сектор нужно рассматривать в трёх аспектах. Первый – факторы, которые важны для любой компании и носят кросс-отраслевой характер. Так можно сравнивать компании из разных отраслей. Второй – отраслевая специфика. Есть машиностроение, а есть логистика и транспорт. Третий аспект – корпоративная специфика.
В свой анализ мы включаем кросс-отраслевые и отраслевые факторы, а также факторы, связанные со спецификой компании. По кросс-отраслевым факторам можно сравнить РЖД со Сбербанком. Если же добавить дополнительные факторы, можно сравнить, например, РЖД с аналогичными компаниями в других странах.

– Среди транспортных компаний есть лидеры цифровой трансформации?
– В отрасли «Транспорт и логистика» наибольшую цифровую готовность демонстрируют почта, курьерские услуги и железнодорожные перевозки, которые лидируют за счёт создания базисов цифровой трансформации. По уровню цифровизации грузоперевозки заметно отстают от пассажирских.

– В каком направлении двигаться компаниям, чтобы повысить цифровую зрелость?
– Посмотреть, есть ли цифровые решения, способные изменить их бизнес-модель. Например, в транспорте появляются платформы, способные трансформировать бизнес. Если вы видите, что они разрушают бизнес, надо срочно что-то менять.
Второе направление – цифровизация отношений с потребителями и цифровой маркетинг. Потребители хотят новых цифровых продуктов. Третья история – управление изменениями. Но есть ещё и такой путь – разработать качественную цифровую стратегию, как того требуют директивы правительства для госкомпаний.

Беседовала Елена Туева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31