02 августа 2021 14:15

РЖД познаются в сравнении

Правлению ОАО «РЖД» 31 мая были представлены результаты анализа сравнения холдинга «РЖД» и ведущих зарубежных железнодорожных компаний по показателям деятельности и применяемым технологиям, подготовленного Центром инновационного развития ОАО «РЖД» и МГУ им. М.В. Ломоносова. РЖД заняли лидирующие позиции по ряду показателей деятельности и отдельным технологическим направлениям, включая организацию движения поездов, цифровую трансформацию и энергоэффективность.
Как рассказали «Гудку» в Центре инновационного развития, сравнение проводилось с 99 компаниями – представителями мирового рынка железнодорожных перевозок по 242 показателям деятельности и более 100 передовым техническим решениям. ОАО «РЖД» оказалось мировым лидером по грузонапряжённости, доле доставленных вовремя грузов, соблюдению графика движения пассажирских поездов, энергоэффективности производственной деятельности.

В частности, грузонапряжённость на сети РЖД достигает 38,6 млн тонн на километр пути при 10,7 млн тонн на километр в среднем по зарубежным компаниям-аналогам. В представленном членам правления исследовании говорится, что лидерство РЖД обеспечивается в том числе за счёт применения автоматизированных систем ДИЛС (дорожная информационно-логистическая система) и АСОВ (автоматизированная система организации вагонопотоков), систем цифрового управления загрузкой инфраструктуры (динамическая модель загрузки инфраструктуры).

Доля грузовых отправок, доставленных с соблюдением установленного срока, в ОАО «РЖД» достигает 98,4% при среднем показателе 84,3%. В исследовании отмечается, что лидерство обеспечивается в том числе за счёт интеллектуальных автоматизированных систем управления перевозочным процессом для построения оптимального графика движения поездов – ГИД Урал ВНИИЖТ, ДИЛС, систем предиктивной аналитики для обеспечения пунктуальности доставки, технологий комплексного оперативного мониторинга состояния подвижного состава в режиме реального времени – МПСУиД, КТСМ.

Из более 100 рассмотренных передовых решений РЖД по 50% опережает коллег или развивается в одном темпе с лидерами. В частности, холдинг занял ведущие позиции в вопросах организации движения поездов и цифровой трансформации, демонстрируя опережающий уровень развития в автоматизации производственных процессов и интервальном регулировании движения поездов. Так, РЖД стали лидерами в развитии электронного взаимодействия с заказчиками перевозки грузов благодаря внедрению торговой площадки «Грузовые перевозки», опередили коллег в использовании технологии «виртуальная сцепка», применении систем автоведения грузовых, в том числе тяжеловесных, поездов, интеллектуально-адаптивных систем планирования, нормирования, учёта и стимулирования экономии. Наибольшее отставание наблюдается по таким технологическим решениям, как аддитивное производство (3D-печать комплектующих для подвижного состава) и применение в производственных процессах беспилотных погрузчиков и транспортировочных платформ.

При этом отмечается ликвидация отставания по показателям, зафиксированным аналогичным исследованием в 2018 году.
«Необходимо отметить высокие темпы инновационного развития ОАО «РЖД». По сравнению с 2018 годом было ликвидировано отставание по четырём решениям, выделенным в качестве приоритетных для развития в компании, по остальным направлениям мы сократили отставание от зарубежных компаний-лидеров», – сообщил «Гудку» заместитель начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Андрей Тулупов.

В числе решений, по которым достигнут паритет в развитии: технологии комплексного оперативного мониторинга состояния подвижного состава и инфраструктуры в части организации грузового движения в режиме реального времени; технологии комплексного оперативного мониторинга состояния подвижного состава и инфраструктуры высокоскоростного движения с использованием спутниковых и геоинформационных технологий; системы цифрового имитационного моделирования для оптимизации перевозочного процесса, основанные на использовании алгоритмов обработки больших данных; применение элементов инфраструктуры и сборочных частей подвижного состава, изготовленных с использованием новых композиционных материалов.

В качестве одного из основных итогов исследования были обозначены приоритетные направления научно-технологического и инновационного развития холдинга «РЖД» и ключевые технологии, по которым у компании есть резервы для роста. Это развитие мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок, внедрение систем автоматизированного управления тяговым подвижным составом, высокоскоростное пассажирское движение и повышение экологической безопасности перевозок.
«Развитие и внедрение выделенных решений в средне- и долгосрочной перспективе обеспечит ОАО «РЖД» лидирующие позиции в секторе пассажирских и грузовых перевозок на международном рынке, а также позволит эффективно осваивать растущий спрос на перевозки для повышения эффективности операционной деятельности», – подчеркнул начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Дмитрий Вербов.

На основе массива накопленных статистических данных и лучших практик были разработаны подходы к оценке индекса инновационного развития железнодорожной отрасли, который может применяться в дальнейшем для определения прогресса развития компании. На текущий момент холдинг «РЖД» по уровню инновационного развития входит в число лидеров и занимает четвёртое место среди 20 железнодорожных компаний (наряду с Schweizerische Bundesbahnen (Швейцария) и Japan Railways Group (Япония). Первые три места заняли Deutsche Bahn (Германия), SNCF (Франция) и China Railway (Китай).

«Использование интегральных индексов, – прокомментировал проректор МГУ Олег Карасев, – позволяет значительно упростить проведение сравнительного анализа в тех случаях, когда объект исследования описывается широким набором различных показателей, которые затруднительно сопоставлять «в лоб». К объектам исследования такого рода относится и инновационная деятельность компаний».

«Подобные исследования дают компании возможность перейти к планированию деятельности и постановке задач на основании выявленных резервов для роста и необходимости достижения перспективных целей, – отметил на заседании правления заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. – Результаты проведённого сравнительного анализа будут активно применяться для поиска передовых технологий и их интеграции в текущую производственную деятельность холдинга «РЖД», что обеспечит повышение её эффективности и результативности».

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31