19 октября 2021 18:05

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Трансформация на практике

В минувшем году в ОАО «РЖД» внедрено отечественное программное обеспечение для 277 тыс. пользователей

Собравшиеся в минувшую среду на конференции TAdviser Summit  2021 представители крупнейших компаний – участниц российского рынка информатизации познакомились с лучшими практиками цифровой трансформации российских железных дорог, о которых рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
TAdviser Summit – одна из крупнейших ежегодных IT-конференций в России, проводимая с 2016 года порталом TAdviser.ru при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. На этой площадке традиционно собираются IT-директора крупнейших компаний и государственных ведомств России, чтобы обсудить проблемы и перспективы повышения эффективности экономики и управления с помощью цифровизации.

ОАО «РЖД» уже более двух лет работает над реализацией Стратегии цифровой трансформации, в компании накоплен значительный опыт внедрения и разработки цифровых продуктов и сервисов, о котором и рассказал заинтересованной аудитории Евгений Чаркин. В частности, он упомянул о важности кадрового обеспечения проектов цифровизации. В компании разработан и действует широкий спектр программ подготовки и повышения квалификации персонала в сфере цифровой трансформации, вовлекающий в процесс все категории работников. Работа начинается с кванториумов в школах и на Детских железных дорогах, заканчиваясь курсами для топ-менеджеров.

Заместитель гендиректора ОАО «РЖД» отметил также, что импортозамещение программного обеспечения рассматривается компанией как способ обеспечения технологического суверенитета и безопасности. IT-блок холдинга ведёт как самостоятельную разработку ПО для информационных систем, так и взаимодействует с целым рядом сторонних поставщиков.
«Мы говорим не просто о замене зарубежного ПО на российское, а о том, что новый софт должен быть среди лучших в мире. Да, мы ставим планку высоко, но это то, что нам жизненно необходимо, чтобы сохранить и упрочить технологическое лидерство», – подчеркнул Евгений Чаркин.

Специфика железнодорожного транспорта определяет основные требования к информационным системам компании – бесперебойность, безопасность, экономическая эффективность и производительность на больших объёмах данных. Для безошибочного выбора предлагаемых решений в компании выработали методику отбора и тестирования ПО, а новые программы запускаются в эксплуатацию только после тщательного анализа и всесторонних испытаний, подтвердивших их функциональность и надёжность. По результатам выполненных в 2020 году мероприятий внедрено отечественное ПО в общей сложности для более 277 тыс. пользователей.

В беседе с корреспондентом «Гудка» на полях TAdviser Summit Евгений Чаркин сообщил, что компания в соответствии с апрельскими директивами правительства приступила к актуализации собственной Стратегии цифровой трансформации, которую планируется закончить к сентябрю.
«Нужно будет сформировать отдельный раздел по импортозамещению, учесть накопленный опыт и уточнить данные по заявленным экономическим эффектам», – назвал основные направления изменений заместитель генерального директора.

Он рассказал, что сейчас ОАО «РЖД» с Минцифры прорабатывают вопрос включения в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Единый реестр российского ПО), разработанных специалистами компании производственных систем. Импортозамещённым сегодня считается только ПО из Единого реестра. Чтобы попасть в этот список, нужно предложить продукт для свободной продажи. Однако специфические железнодорожные разработки, такие, например, как система формирования отчётности уровня начальников дорог СКИН-М, созданная ОЦРВ (Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем), не предполагают свободного распространения и, соответственно, не считаются импортозамещением.

Кстати, в такой же ситуации находятся и другие госкомпании, «Росатом» в частности, ведущий разработки ПО для корпоративных систем.

Практики цифровизации ОАО «РЖД» интересны не только предприятиям IT-сектора, но и правительственным структурам. В разговоре с корреспондентом «Гудка» заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Качанов сообщил, что опыт РЖД, «Росатома», Сбера и нескольких других «продвинутых в цифровом плане» компаний изучается и учитывается при формировании стратегических документов цифровой трансформации страны.

Александр Зубов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31