23 октября 2021 11:05

фото: Аркадий Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Водород против углерода

Вчера заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – главный инженер Сергей Кобзев и директор по технологиям, инновациям и проектам Национальной компании французских железных дорог (SNCF) Пьер Изар в режиме видеоконференции подписали дорожную карту по применению поездов на водородных топливных элементах и систем обеспечения их эксплуатации.
Документ определяет направления сотрудничества РЖД и SNCF на ближайшие три года. Дорожная карта, в частности, предусматривает сотрудничество по внедрению альтернативных видов топлива.
«Принимая во внимание амбициозные планы наших компаний на дальнейшую перспективу, стремление развивать сотрудничество в области «зелёных» технологий, считаю, что подписание дорожной карты поможет быстрее достичь этих поставленных целей», – заявил Сергей Кобзев.

Французская компания Alstom первой в мире запустила в Германии в 2016 году водородный пассажирский поезд Coradia iLint, В 2021 году несколько французских регионов начнут закупки новой модификации Coradia iLint в гибридном исполнении – она может двигаться как на водороде, так и в качестве обычного электровоза по электрифицированным путям. Их будет эксплуатировать SNCF.

Пьер Изар, со своей стороны, сообщил, что главной целью дорожной карты станет «обмен знаниями во всех областях, связанных с использованием водорода и технологий, снижающих воздействие железных дорог на окружающую среду».

ОАО «РЖД» сейчас реализует проект по запуску водородных поездов на острове Сахалин. В нём участвуют также госкорпорация «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг», акционером последнего является Alstom. «Трансмашхолдинг» отвечает за создание водородного подвижного состава. Дорожная карта проекта предусматривает, что в 2023 году должен быть введён в опытную эксплуатацию первый состав, а в 2024-м начаться перевозки уже с пассажирами.

По расчётам, экономия углеродных выбросов только на одном водородном поезде составит 67 тонн в год, рассказал в феврале на научно-техническом совете ОАО «РЖД» директор научного центра «Тяга поездов» АО «ВНИИЖТ» Андрей Заручейский.
«На базе института планируется создать «водородный» кластер, – сообщил Андрей Заручейский. – Это необходимо для концентрации в ОАО «РЖД» знаний и опыта в области водородной энергетики, проведения исследований, испытаний технических средств и технологий».

Российские специалисты считают, что и европейским компаниям есть чему поучиться у ОАО «РЖД». Как рассказал на НТС один из учёных, они наблюдали в Германии за заправкой водородом поезда и отметили, что пока этот процесс далёк от совершенства, в то время как в РЖД уже давно применяется безопасная автоматическая технология заправки газом газотурбовоза, которую можно применить и при работе с водородом.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31