03 декабря 2021 07:51

фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Составы идут на сближение

Для увеличения перевозок на Восточном полигоне решено изменить схему движения

На Научно-техническом совете (НТС) ОАО «РЖД», который прошёл 13 мая, было принято решение об использовании двух современных технологий интервального регулирования поездов: технологию подвижного блок-участка, разработанную на базе бессветофорной системы автоблокировки (АБТЦ-МШ) и виртуальную сцепку, позволяющую синхронно вести два и более составов по сигналам головного локомотива. В ближайшее время предстоит провести моделирование, которое определит наиболее эффективную конфигурацию систем, стыковку с возможностями инфраструктуры и энергетики и этапность внедрения. Новые технологии помогут в ходе реализации второго и третьего этапов модернизации Восточного полигона поднять его пропускные способности с нынешних 144 млн тонн в год до 210 млн тонн.
Новые технологии способны значительно сократить финансовые затраты на проект модернизации. Как сообщил генеральный директор ИЭРТа Юрий Фёдоров, уже проведены расчёты экономической эффективности по 674-километрому участку Волочаевка – Барановский Дальневосточной железной дороги. Для расширения пропускной способности до требуемых 210 млн тонн в год пришлось построить бы на этом участке третьи главные пути. Само строительство оценивается в 328,5 млрд руб., при этом ещё 22,45 млрд руб. в год пришлось бы тратить на содержание и обслуживание этой инфраструктуры. Стоимость внедрения здесь системы АБТЦ-МШ, которая обеспечивает нужные по плану объёмы перевозки в 210 млн тонн, составляет всего порядка 15,8 млрд руб., а на содержание будет уходить в год около 70 млн руб.

На Восточно-Сибирской магистрали завершается внедрение новой системы интервального регулирования движения поездов на горно-перевальном участке Большой Луг – Слюдянка. АБТЦ-МШ обеспечивает интервальное регулирование движения поездов с помощью подвижных блок-участков. До внедрения АБТЦ-МШ интервал движения поездов на участке составлял 8–10 минут. За счёт использования новой микропроцессорной системы автоблокировки АБТЦ-МШ его уже удалось сократить. Пока система работает не в полном объёме, однако в ближайшее время планируется активация всех функций, после чего станет возможным движение с интервалом до 4–5 минут.
«Технология подвижных блок-участков позволяет увеличить пропускную возможность железнодорожных участков более чем на 20%, а виртуальная сцепка – на 15%. При этом АБТЦ-МШ кратно сокращает число необходимых технологических операций по обслуживанию систем автоматики и телемеханики пути с 46 до 16, в частности за счёт того, что будут убраны светофоры, – пояснил генеральный директор АО «НИИАС» Александр Долгий. – Наработка на отказ у системы – 75 тыс. часов вместо 50 тыс. у ныне работающих систем автоблокировки».

Начальник Дальневосточной дороги Николай Маклыгин рассказал, что благодаря использованию технологии виртуальной сцепки на участке Карымская – Хабаровск удалось сократить интервал попутного следования до 6 минут, а техническая скорость повысилась на 5 км/ч.
«На 5% снизилось потребление энергетических ресурсов, и с начала 2021 года на 13% повысилась доля использования систем автоведения на Дальневосточной железной дороге, – отметил Николай Маклыгин. – Улучшились и условия труда локомотивных бригад».

Снижение энергопотребления происходит на ведомом локомотиве за счёт более оптимального перераспределения мощности в контактной сети, но при этом оба состава должны быть весом более 6 тыс. тонн каждый.

Внедрение новых технологий по итогам экспериментов, впрочем, показало, что нужно активизировать выполнение некоторых сопутствующих программ на железной дороге, например обустройство железнодорожных переездов защитными средствами (на необорудованных переездах у водителей будет соблазн проехать в интервале между двумя поездами, которые теперь будет меньше), а также совместно с руководством портов обеспечение ритмичности при приёмке грузов на терминалах.

По итогам НТС также дан ряд поручений. В частности, разработать технологию организации движения поездов на Восточном полигоне с учётом результатов имитационного моделирования, методику расчёта пропускной и провозной способности при внедрении новых технологий, а также установить приоритетность оснащения лимитирующих участков Восточного полигона технологией интервального регулирования «Подвижный блок-участок» на базе бессветофорной автоблокировки АБТЦ-МШ.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31