21 октября 2021 02:06

фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Компания – это набор взаимосвязанных процессов

Вячеслав Иванов, заместитель главного инженера Красноярской дороги

Процессный подход – основа повышения эффективности деятельности компании. Его применение позволяет чётко понимать, куда и зачем мы вносим изменения, когда принимаем решения, определить точки воздействия, которые дадут наибольший результат.

Такой подход позволяет найти решение традиционных проблем, характерных для большинства организаций: добиться прозрачности организационных, информационных структур, структур процессов и оказываемых услуг; снизить издержки и повысить рентабельность за счёт оптимизации выполняемых функций процессов, сокращения длительности и стоимости процессов, синхронизации и координации взаимосвязанных процессов, провести анализ процессов с целью их совершенствования.

В ОАО «РЖД» уже многое сделано в направлении внедрения процессного управления.

После утверждения в холдинге карты процессов верхнего уровня и принятия на уровне компании программы мероприятий по расширению применения процессного подхода все подразделения дороги приступили к описанию своих процессов. Разработана базовая методология, позволяющая подразделениям выстроить эту работу, применяется один из лучших инструментов бизнес-моделирования ARIS. Структурными подразделениями, расположенными в границах полигона Красноярской дороги, проведена большая работа по описанию, моделированию, верификации типовых процессов в состоянии «как есть», предусмотренная программой мероприятий. Новая программа, рассчитанная на 2021–2022 годы, предусматривает продолжение данной работы с акцентом на процессы в состоянии «как должно быть».

Методология бережливого производства, набирающая сегодня популярность в России, уже довольно продолжительное время успешно применяемая в холдинге, базируется на процессном подходе. Вся компания рассматривается как набор взаимосвязанных процессов, а процессы оцениваются с позиций ценности для потребителя.

В конце прошлого года – начале текущего на центральном уровне были утверждены новые нормативные документы: альбом форм, введена в действие методика организации и поддержания порядка на рабочих местах по системе 5С. Во всех структурных подразделениях активизирована работа по внедрению, разработаны мероприятия и этапы проводимой работы.

В связи с тем, что в утверждённом паспорте проекта появилась необходимость указывать не только наименование изменяемого процесса, но и ссылки на описание его в автоматизированной системе управления бизнес-моделированием АСУ БМ, предстоит совместная работа дорожного проектного офиса бережливого производства с сектором корпоративного управления и реализации стратегии.

Одним из современных методов проектного управления является Agile. Деятельность проектных офисов, рабочих групп на предприятиях дороги есть не что иное, как использование Agile-технологии проектного менеджмента при проектировании бизнес-процессов в системе бережливого производства. Использование данной технологии позволяет повышать прозрачность проектирования бизнес-процессов организации и уровень мотивации и производительности труда проектных команд, обеспечивать согласованную работу различных подразделений организации, сокращать сроки проектирования и реализации проектов, повышать качество выполняемых работ.

За 2020 год на Красноярской дороге по программе «Бережливое производство в ОАО «РЖД» реализовано 96 проектов. Из них 47 функциональных, 48 тиражируемых, один мультифункциональный. Экономический эффект от реализации проектов составил 66,8 млн руб., или 102% от установленного годового задания.

В текущем году в границах Красноярской магистрали запланировано к внедрению 98 проектов бережливого производства. Экономический эффект от внедрения проектов согласно установленному заданию компании должен составить не менее 57,3 млн руб. По итогам прошедшего бережливого полугодия реализовано 34 проекта с экономическим эффектом более 22,7 млн руб., что составляет 105% от установленного задания полугодия. Наибольший вклад в достижение эффекта обеспечили Дирекция тяги – 8,8 млн руб., служба пути – 6,7 млн руб., служба вагонного хозяйства – 3,7 млн руб.

Одним из наиболее эффективных проектов, реализованных в этом году, является проект эксплуатационного локомотивного депо Абакан «Вождение поездов весом 7100 тонн локомотивами серии 2х2ЭС5К на участке Междуреченск – Тайшет». Всего в Дирекции тяги за 2021 год реализовано три проекта бережливого производства с экономическим эффектом 8,8 млн руб.

С целью реализации идеи вождения поездов массой 7100 тонн на участке Междуреченск – Тайшет в депо Абакан организовано создание оперативной рабочей группы. Члены рабочей группы оценили возможности вождения на участке Междуреченск – Тайшет локомотивов с поездами весом до 7100 тонн с учётом особенностей профиля пути. Результатом проделанной работы явилось создание технологии безотцепочного следования тяжеловесных поездов с современными локомотивами серии 2х2ЭС5К, соединёнными по системе многих единиц и управляемыми одной локомотивной бригадой. Реализовав подвязку локомотивов 2х2ЭС5К под поезда весом до 7100 тонн, удалось добиться снижения удельного расхода электроэнергии на тягу поездов за счёт повышения среднего веса грузовых поездов. На сегодняшний день организовано вождение двух пар поездов весом до 7100 тонн в сутки, что позволило признать проект экономически эффективным и получить экономию для компании «РЖД» более 5 млн руб. в год.

Таким образом, на сегодняшний день на предприятиях необходима интеграция современных подходов управления, которая способна стать основой повышения эффективности производства, в том числе производительности труда.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31