21 октября 2021 01:07

фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Проектам нужны средства

На Горьковской дороге в I квартале годовой план бережливого производства выполнен на 42%

В сегодняшней экономической ситуации на первый план в ОАО «РЖД» выходят задачи организации системной работы по снижению непроизводительных потерь. Одним из инструментов снижения таких потерь является бережливое производство. О том, как бережливые технологии внедряются на Горьковской дороге, наш разговор.
Дмитрий Орлов, начальник службы технической политики Горьковской дороги
– Дмитрий Владимирович, как складывается работа по внедрению проектов бережливого производства в этом году?
– В 2021 году запланирована реализация проектов с общим экономическим эффектом более 129 млн руб. По итогам I квартала выполнение годового плана составляет 42%. Реализовано 45 проектов с общим экономическим эффектом более 54 млн руб. Внедрялись они в основном на предприятиях дирекций инфраструктуры, управления движением, тяги, моторвагонного подвижного состава, дирекций по энергообеспечению и по ремонту пути.

– Какой из проектов дал наибольший экономический эффект?
– Самый весомый – проект «Организация пополнения грузовых поездов в парке Т станции Агрыз». Полученный от него экономический эффект составил 8 млн 16 тыс. руб. Инициатор его разработки и руководитель проекта – начальник станции Агрыз Айрат Заляутдинов.
Проблема, за решение которой он взялся вместе с узловой рабочей группой, состояла в следующем. На станцию Агрыз прибывали нечётные транзитные поезда с электровозами серии ВЛ80с весом 7945 тонн. Фактический вес поезда был на 1055 тонн ниже весовой нормы в 9000 тонн, установленной приказом Дирекции тяги.
Действовавшая технология обслуживания грузовых поездов приводила к снижению среднего веса поезда, производительности локомотива, нерациональному использованию электровозов 1,5ВЛ80с. На станции ощущался дефицит электровозов грузового движения.
Рабочая группа проекта предложила организовать на станции пополнение нечётных грузовых поездов до графикового унифицированного веса и обслуживать их на участке Агрыз – Вековка. В техпроцесс работы сортировочной станции Агрыз внесены необходимые изменения. Составлен график обработки грузового поезда в новых условиях. В результате высвободился локомотив, снизился расход электроэнергии на тягу поездов на участке Арыз – Вековка. Повысились средний вес поезда и производительность локомотива.
Снижение эксплуатационных расходов достигнуто за счёт снижения затрат на электроэнергию и сервисного обслуживания электровозов.

– Расскажите о наиболее эффективном проекте бережливого производства, запланированном к тиражированию.
– Один из таких проектов – «Формирование скоростных контейнерных поездов условной длины 140 условных вагонов». Он направлен на увеличение производительности локомотива, высвобождение локомотивов за счёт их рациональной эксплуатации. Также в целях снижения расхода электрической энергии на тягу поездов предлагается организовать объединение двух контейнерных поездов в один длинносоставный и обеспечить его обслуживание на участке одним локомотивом. За счёт реализации такого предложения будет достигаться сокращение эксплуатационных расходов благодаря экономии электроэнергии на тягу поездов и сервисный ремонт электровозов ВЛ80с.

– Какие проблемы могут возникать в ходе реализации проектов бережливого производства? Как их будут решать?
– Многое в этой работе зависит от наличия средств фонда развития бережливого производства. Он предназначен для реализации функциональных и мультифункциональных проектов, организации рабочих мест в соответствии с системой 5S, закупки производственной мебели, материалов, инструмента, средств малой механизации, внедрения новых технологий. Фонд развития формируется центральными дирекциями. На эти цели направляется 20% суммы оценённого годового экономического эффекта по завершённым проектам предыдущего года. Из-за недостатка в фонде денежных средств ряд проектов откладывается или не реализуется окончательно. Чтобы решить проблему, региональные проектные офисы совместно с проектным офисом дороги инициируют обращение в центральные дирекции с просьбой выделить дополнительные средства фонда развития для реализации экономически эффективных проектов бережливого производства.

– В работу по созданию проектов бережливого производства необходимо вовлекать людей. Как это делается?
– Учим сотрудников пользоваться инструментами управления качеством и инструментами бережливого производства. Обращаем внимание не только на теоретическую подготовку, но и на практическое закрепление полученных знаний непосредственно на рабочем месте. Добиваемся того, чтобы использование этих инструментов стало для людей привычным.
Есть и материальная заинтересованность. Рабочая группа, реализовавшая проект бережливого производства, получает поощрение в размере 15% от оценённого годового экономического эффекта. Например, если годовой эффект от проекта составляет 1 млн руб., то на поощрение рабочей группы будет выделено 150 тыс. руб.

Беседовал Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31