24 октября 2021 15:07

Инновации раздвигают границы

Светлана Кишкина, начальник отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги

– Недавно были подведены итоги инновационной деятельности железных дорог за I квартал 2021 года. Куйбышевская дорога была признана лидером рейтинга. Что способствовало столь высокому результату?
– Интегральный показатель инновационной деятельности дороги составил 87,3% (на втором месте – Октябрьская магистраль с показателем 41,4%, на третьем – Западно-Сибирская – 28%). С момента создания в 2019 году региональной инновационной площадки «Трансфер инноваций» на дороге развёрнута работа как по выстраиванию взаимодействия с органами исполнительной власти, технопарками, инновационными фондами, так и по развитию внутренних инноваций.
Стоит отметить, что в 2021 году инновационная деятельность железных дорог оценивалась по новым критериям. В марте этого года было утверждено новое положение о мониторинге, где на первый план выходят такие показатели, как внедрение инноваций и величина экономического эффекта от них. При этом произошедшие изменения практически не отразились на интегральном показателе дороги, стабильно дающей результат более чем 80%.

– Какие примеры успешной реализации проектов уже есть на дороге?
– В активной фазе находятся 73 проекта. Среди них – разработка ФНПЦ АО «НПО «Марс» – комплексная система для осмотра технического состояния инфраструктуры и искусственных сооружений с применением фотограмметрии и технологии машинного зрения, что позволяет минимизировать участие персонала в процессе обслуживания объектов. Сейчас проект практически готов к внедрению и тиражированию. Экономический эффект от тиражирования на полигоне дороги составит более 4,5 млн руб.
Ещё один пример реализованного проекта – «Энергоблок для электроснабжения вагонов электропоездов ЭД4М типа ЭБВ ЭД4М». Инновационный энергоблок, оснащённый контроллером, передающим параметры батарей в режиме онлайн, что позволяет выявлять предотказные состояния, получил положительную оценку. Срок службы энергоблоков увеличен до 7 лет, стоимость жизненного цикла в два раза ниже, чем у обычных батарей, а годовой экономический эффект оценивается в размере более 856 тыс. руб.

– Какие задачи стоят перед региональной инновационной площадкой?
– В этом году на Куйбышевской дороге, в Самарской области и впервые в Республике Мордовия будет организован совместный конкурс инновационных проектов, направленных на развитие железнодорожного транспорта. Старт конкурса в Самарской области намечен на конец мая, в Республике Мордовия – на июнь, формируется пул проектов для представления экспертам.
2021 год должен стать годом важных перемен в инновационной деятельности. Дорога намерена расширить границы взаимодействия с внешней инновационной средой. Для этого ведётся работа по выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества с казахстанским технопарком Astana Hub, а также запланированы мероприятия по обмену опытом с Шэньсийским железнодорожным профессионально-техническим институтом (КНР).

Беседовал
Александр Северов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31