27 сентября 2021 10:33

фото: Павел Кассин / ИД «Гудок»

Целый контейнер преимуществ

Смена упаковки груза приведёт к росту объёма перевозок

Вчера в Самаре прошла  транспортно-логистическая конференция «PRO//Движение.Поволжье». Первая, стратегическая  сессия конференции была посвящена развитию контейнеризации различных типов грузов применительно к предприятиям регионов Поволжья.  По мнению участников сессии, именно контейнеризация позволит железной дороге на равных конкурировать с автомобильным транспортом за высокорентабельные грузы. Для победы в этой конкурентной борьбе надо развивать инфраструктуру обработки контейнеров.
Как сообщил в ходе конференции заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило, контейнерные перевозки занимают небольшой процент от общего числа погрузки на сети (около 42 млн тонн в 2020 году). Однако для оценки их значимости необходимо учитывать номенклатуру перевезённого в контейнерах груза.
«В основном это высокодоходные сборные грузы, и важно понимать, для нас – с точки зрения развития – это очень важный сегмент», – отметил он в своём выступлении.

За I квартал 2021 года по Куйбышевской железной дороге (КбшЖД) перевезено свыше 150 тыс. тонн грузов в контейнерах, что на 7% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

По словам начальника КбшЖД Вячеслава Дмитриева, сейчас региональная сеть включает в себя 193 железнодорожные станции, 42 из которых открыты по контейнерам. «Наблюдая перспективы контейнеризации, в прошлом году мы открыли 17 станций для приёма контейнеров, в текущем году – ещё 5 станций», – отметил Вячеслав Дмитриев.
«Куйбышевская железная дорога представлена девятью крупными контейнерными терминалами, – рассказал начальник КбшЖД. – Несмотря на то что они сейчас работают на 80–85% загрузки, их мощности в перспективе на ближайшие три года исчерпаются. Поэтому в текущем году два терминала (в Нижнекамске и на станции Безымянка, Самарская область) находятся на стадии проектирования. Мы видим потенциал роста контейнерных перевозок приблизительно на 10–12% в год».

При развитии железнодорожной инфраструктуры важным фактором является государственно-частное партнёрство. Среди проектов, реализуемых сегодня регионом совместно с ОАО «РЖД», губернатор Самарской области Дмитрий Азаров выделил строительство железнодорожной линии от КбшЖД до ОЭЗ «Тольятти» (14 км).

В ходе дискуссии об инфраструктурной оснащённости региона президент ПАО «ТрансКонтейнер» Александр Исурин отметил необходимость создания коммерческой инфраструктуры. «Приволжский округ охватывает четверть всех сельскохозяйственных предприятий, – отметил он. – Для повышения контейнеризации важно развивать и их собственную инфраструктуру».

Другим важным фактором для развития контейнерных перевозок участники дискуссии назвали внедрение на сети современного подвижного состава. Например, сейчас на рынке существует большое разнообразие контейнеров (High Cube, танк-контейнеры, контейнеры для сыпучих грузов, флекситанки).
«Эти модели не являются новыми для железной дороги, но не все клиенты о них знают, – сообщила генеральный директор GEFCO в России, управляющий директор Группы GEFCO в регионе 1520 – Россия, СНГ и страны Балтии Валерия Селедкова. – Например, инновационные «лайнер-бэги» мы освоили ещё в 2018 году при перевозке кофейных культур компании Jacobs».

По мнению Александра Исурина, сейчас российские производители не удовлетворяют спрос рынка на контейнеры (производство около 6 тыс. при спросе 20–25 тыс. контейнеров).

Поэтому компаниям приходится покупать необходимый подвижной состав в Китае, при этом не поддерживая отечественного производителя. «Мы несколько раз выступали с инициативой, чтобы на начальном этапе поддержать субсидиями российских производителей контейнерного блока», – рассказал президент ПАО «ТрансКонтейнер».

Как отметил директор Департамента стратегического развития и маркетинга ООО «УК РМ Рейл» Георгий Зобов, сложившаяся ситуация с производством связана с ростом цен на металлургическую продукцию (около 20%). «Мы оцениваем спрос на контейнеры порядка 30–40 тыс., из них 70% – 40-футовые. Именно в этом виде контейнеров мы столкнулись с конкуренцией с китайскими производителями, так как стоимость нашего металла эквивалентна цене китайского готового контейнера», – рассказал он на конференции.

В качестве решения Георгий Зобов предложил субсидирование потенциальных покупателей контейнеров в поддержку отечественного производителя (как ранее это было с вагонами).

Анна Якушева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31