20 октября 2021 19:22

Диагностика по стандарту

Александр Ададуров, руководитель проекта по разработке ГОСТа АО «ВНИИЖТ»

– Александр Сергеевич, межгосударственный стандарт «Стационарные средства диагностики железнодорожного подвижного состава на ходу поезда. Общие технические требования», разработанный АО «ВНИИЖТ», утверждён Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Зачем нужен этот документ?
– Создание документа началось в сентябре 2016 года, заказчиком выступило некоммерческое партнёрство «Объединение производителей железнодорожной техники». В январе этого года стандарт принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МГС СНГ). Данный орган является региональной организацией по стандартизации и нормативной документации в странах СНГ.
Теперь документ одобрен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и вводится в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2021 года.
Несмотря на то что стационарные средства диагностики подвижного состава (ССДПС) на ходу поезда используются давно и концепция по их внедрению в РЖД была утверждена в 2009 году, ни национального, ни межгосударственного стандарта для подобных систем не существовало.
Для каждой системы в индивидуальном порядке утверждались технические требования специалистами Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) ОАО «РЖД». После создания нашего документа собственник вагонов и владелец инфраструктуры (в том числе и стран Содружества) понимают все требования и могут устанавливать на свою инфраструктуру стационарные средства диагностики исходя из разработанного нами ГОСТа.

– Как проходила разработка новой документации?
– Первая редакция стандарта создана весной 2017 года. Мы направили проект стандарта на отзыв в адрес 46 организаций, в том числе на все железные дороги – филиалы ОАО «РЖД», железные дороги Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Якутии, в промышленные холдинги и заводы по изготовлению подвижного состава и средств диагностики, научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро и причастные департаменты ОАО «РЖД». Проект стандарта вызвал большой интерес и прошёл широкое обсуждение. Мы получили отзывы и предложения от 34 организаций.
При окончательной доработке стандарта учтены более 300 различных замечаний и предложений, направленных на улучшение содержания стандарта, а также согласования позиций различных организаций.

– Каким основным требованиям должны соответствовать системы диагностики после утверждения стандартов ВНИИЖТа?
– ГОСТ устанавливает требования к надёжности и достоверности, электронной и пожарной безопасности, стойкости системы к воздействиям механических нагрузок и климатических факторов. Также в документе отражены конструктивные требования к электропитанию, передаче, хранению и отображению информации, программному обеспечению. Стандарты ВНИИЖТа устанавливают необходимые условия для электромагнитной совместимости, технической документации, комплектности, маркировки и упаковки для вновь разрабатываемых стационарных средств диагностики подвижного состава на ходу поезда, а также метрологические требования.
Разработанный нами стандарт определяет обязательное указание в технической документации ССДПС значения достоверности диагностирования. Если показатели достоверности выходят за пределы уровня допуска, владельцу системы рекомендуется прекратить эксплуатацию оборудования до проведения ремонта.
Хотелось бы отметить, что показатели достоверности диагностирования (их конкретные количественные значения) неразрывно связаны с технико-экономическими показателями и не могут быть назначены вне аспекта стоимости закупки и эксплуатации ССДПС. Совершенно очевидно, что повышение достоверности диагностирования ведёт к усложнению и удорожанию ССДПС. И только заказчик может принять решение о допустимых для него уровнях риска (ошибках ССДПС) и допустимых при этом экономических затратах на приобретение и эксплуатацию ССДПС.

– Где будет применяться разработанный институтом ГОСТ и как скоро он вступит в силу?
– Документ вступает в силу в конце ноября текущего года. Требования ГОСТ распространяются на вновь разрабатываемые ССДПС. Уже эксплуатируемые на сети системы необходимо будет постепенно адаптировать, решение об этом будут принимать специалисты ЦДИ ОАО «РЖД».

Беседовала
Анастасия Баранец

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31