04 августа 2021 19:13

Мнения

Светлана Протас, старший дежурный стрелочного поста станции Воркута:
– У новичков обычно есть теоретические знания, но они совсем не знают станцию, не имеют практических навыков.
Поэтому рядом должен быть человек, который всё расскажет и покажет, передаст свои знания и умения, познакомит с инструкциями, научит, как управлять разными стрелочными переводами.
Если загрузить новичка документацией, он ничего не поймёт. Нужно изо дня в день показывать ему технологию на конкретных примерах и всё терпеливо разъяснять до тех пор, пока он не научится работать самостоятельно.
Приятно, что ты помог стать профессионалом человеку, который ничего не умел. Дружба с учеником обычно продолжается и после окончания обучения. Это уже родной человек, которому доверяешь, который тебя не подведёт, с ним комфортно работать и приятно общаться.
И лучшая похвала для наставника – из уст ученика. Одна моя ученица как-то раз сказала, что у меня получается учить людей. Действительно, к каждому нужно найти подход, уметь его стимулировать, не забывать хвалить.
Всего я выучила восемь человек. Большинство из них ушли на повышение, а я продолжаю работать в этой должности и всё так же готова научить профессии любого, кто придёт к нам на стрелочный пост.

Евгений Тарасенко, бригадир предприятий железнодорожного транспорта Свердловской дистанции гражданских сооружений:
– За 47 лет работы на одном предприятии я прошёл путь от слесаря-сантехника до начальника участка производства. Наставничеством я занимаюсь более 15 лет, обучил более десяти работников. В ноябре прошлого года мне присвоили звание «Лучший наставник на Свердловской железной дороге».
Процесс обучения всегда взаимный. Наше производство заставляет быстрее осваивать новые технологии, чтобы не отстать от требований времени. Вот мы и работаем со стажёрами на одной волне.
Многие из них быстро поднимаются по карьерной лестнице, и важно не упустить момент воспитания ответственности у молодых за дело, за людей, с которыми они работают и которыми потом руководят.
Горжусь тем, что среди моих воспитанников есть уже состоявшиеся начальники, которые продвинулись по службе благодаря своему трудолюбию и постоянному самообразованию.

Зуфар Давлятшин, составитель поездов станции Трофимовский-2 Приволжской дирекции управления движением:
– Когда мне в 2017 году предложили стать наставником, мыслей, что могу не справиться, не было. К тому времени я обрёл уверенность в собственных силах и знаниях и был готов передать их коллегам.
За четыре года я обучил шесть учеников и в прошлом году вошёл в десятку лучших наставников Центральной дирекции управления движением.
Программа наставничества необходима: после выпуска из учебного заведения стажёру нужна практика, чтобы освоиться на рабочем месте и научиться применять полученные теоретические знания.
Главная задача наставника – обучить начинающего работника необходимым навыкам, объяснить, чем чревато нарушение должностных инструкций и техники безопасности.
Чтобы подопечные лучше усваивали информацию, я стараюсь давать им больше свободы в принятии решения.
Но поскольку в рабочем процессе неточностей допускать нельзя, нахожусь рядом и внимательно слежу за действиями ученика. Если он начинает делать что-то не так, объясняю, в чём заключается ошибка, как её избежать, и показываю, как выполнить задачу правильно.
У меня со всеми подопечными небольшая разница в возрасте. У нас много общих тем для разговора помимо работы. Непринуждённое общение помогает новичкам быстрее адаптироваться и понять специфику производства.
Наставничество приносит моральное удовлетворение: осознаёшь собственный профессионализм, чувствуешь доверие со стороны руководства.
Немаловажно и материальное поощрение: если стажёр проходит аттестацию с первого раза, наставнику полагается премия.
А если ученик в течение года не допускает нарушений, то наставнику выплачивается дополнительное денежное вознаграждение. Конечно же, это мотивирует.

Алексей Горбунов, помощник машиниста Северо-Западной дирекции скоростного сообщения:
– За пять с половиной лет работы у меня было три наставника, которые меня многому научили.
Уверен, что наставничество – это необходимая часть обучения на железной дороге. У каждого машиниста, много лет отработавшего на дороге, накоплен свой багаж знаний, которые невозможно получить из книг – они приобретаются только на практике.
От своих наставников я получил бесценный опыт и когда-нибудь, приумножив его, смогу передать тем ребятам, которых буду учить сам.

Юрий Тукмаков, станционный диспетчер станции Юдино Горьковской дирекции управления движением:
– Думаю, в 2013 году мне предложили стать наставником из-за моей коммуникабельности. Ведь стажировка начинающего специалиста основана на межличностном контакте.
Характер общения серьёзно влияет на качество обучения стажёра: как наставник научит работать, так человек и будет выполнять свои профессиональные обязанности, трудясь уже самостоятельно.
Конечно, есть небольшой риск, когда даёшь «штурвал» практиканту. Поэтому в определённый момент могу оставить стажёра на два часа, но сам непременно нахожусь рядом.
Самое главное качество для наставника – лидерство, умение мотивировать. А залог успеха – уравновешенность, стрессоустойчивость и позитивный настрой.
К каждому стажёру надо уметь найти правильный подход. Требуется подобрать нужные слова, не обидеть, уметь кратко и понятно донести до него суть дела.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31