28 июля 2021 15:53

Связанные одной целью

Корреспонденты «Гудка» побывали на строительстве остановочного пункта Ржевский Мемориал

В мае в России откроется новый исторический маршрут: с Рижского вокзала Москвы на «Ласточке» можно будет добраться до памятника советскому солдату, установленного в память боёв под Ржевом во время Великой Отечественной войны. ОАО «РЖД» в эти дни строит остановочный пункт Ржевский Мемориал в Тверской области. В ближайшие годы собираются обустроить и электрифицировать  железную дорогу между новой остановкой и подмосковной Шаховской.
Работа круглые сутки

25-метровый памятник находится в 2,5 км от места будущего остановочного пункта
Главный инженер Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Андрей Погуляйко
Для строительства станции засыпали овраг у железной дороги: из карьеров Тверской области свезли сотни тонн песка, теперь выравнивают участок
Монтажнику Артёму Сергееву нравится работать на железной дороге
Между платформой и вокзалом поставят паровоз-памятник серии Эр. Место для него уже огородили красными ленточками
Молодой парень в спецовке, в шерстяной шапке и с грязными руками, монтажник Артём Сергеев уже вторую неделю вбивает метровые узкие металлические трубы в щебень в полутора метрах от железнодорожных путей, строя места для крепления опор. Звук его отбойного молотка заглушает работу экскаватора, который забирает огромным ковшом песок из кучи и разбрасывает его по площадке. Этой машиной управляет пожилой мужчина в спецовке, представившийся Иваном Соловьёвым.

Мужчины принадлежат к разным поколениям, выполняют разные функции и работают на разные подрядные организации. А цель одна: сдать остановочный пункт Ржевский Мемориал через месяц. Ожидается, что первый поезд «Ласточка» привезёт сюда первых туристов в начале мая, а торжественное открытие планируется в День Победы. Таким образом, наконец-то начнётся регулярное транспортное обслуживание пассажиров по маршруту Москва – Ржевский Мемориал. Одноимённый памятник располагается от платформы более чем в 2,5 км.

Построить ещё один остановочный пункт на участке Ржев-Балтийский – Муравьёво, недалеко от деревни Хорошево – это задача, которую несколько месяцев назад перед ОАО «РЖД» и руководством Тверской области поставил президент страны.
– Строительство станции начато в декабре, в процессе, кроме нашей, принимают участие ещё две подрядные организации, работа ведётся круглосуточно в две смены: с восьми утра до восьми вечера, и наоборот. Должны успеть, – рассказывает «Гудку» начальник участка Ржев-Балтийский Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Алексей Кудрявцев.

Шансы перерезать ленточку в запланированный срок высоки, потому что многое уже сделано. Например, закончена подготовка грунта. Из разных карьеров Тверской области свезли сотни тонн песка, сначала засыпали овраг у железной дороги, теперь несколько катков выравнивают его.
– Очень неровная была территория. Где-то мы засыпали на 2,5 м, а где-то пришлось больше трёх насыпать. Березняк тут рос, мы его вырубили, понятно. Но, говорят, другие деревья посадят в конце, – говорит прораб Александр Иванов.

Если подойти к кромке песчаной на совесть утрамбованной площадки, то можно увидеть растущие где-то внизу деревья и кустарники. На их месте теперь возвышается разборный каркас будущего вокзала остановочного пункта. У него ещё нет стен, полностью закончен фундамент, установлен металлический каркас, ведётся устройство кровли. Там будет несколько больших окон, но по проекту предполагаются окна в пол, так что помещение будет хорошо освещаться солнечным светом.

Помимо касс, лоунж-зоны, санузлов, в здании вокзала расположатся кафетерий, зал ожидания.
– Общая площадь помещений – 384 кв. м. Примерно 29 кв. м займёт экспозиция с огромным экраном, где будут транслироваться кадры военных кинолент, в том числе и документальных. Ещё мы хотели бы разместить здесь интерактивный экран с данными о погибших и без вести пропавших в Великой Отечественной войне, которые собирает Минобороны. Так ожидающие поезда пассажиры смогут узнать что-то о своих родственниках, – рассказывает главный инженер Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Андрей Погуляйко.


Укрепить нельзя провалить

Название остановочному пункту – Ржевский Мемориал – выбрали жители Верхневолжья в ходе электронного голосования. Как вариант предлагались названия Ржевский Мемориал Советскому Солдату и Мемориал Советскому Солдату. Сам мемориал, 25-метровый памятник солдату, из-под ног которого разлетается стая из 35 журавлей, символизирующих души погибших воинов, находится в 2,5 км от места будущего остановочного пункта. В будущем туристов станут доставлять до музея автобусами, рядом со станцией запланирована парковка для автотранспорта.

Сейчас посетить мемориал позволить себе могут немногие. До Ржевского мемориала из Москвы ведёт трасса М9 «Балтия». Дорога занимает в среднем четыре часа. Единственный прямой поезд из Москвы в Ржев – это поезд Москва – Великие Луки (он же № 61/62 Москва – Псков) – в Ржев приходит ночью, сюда туристам ездить неудобно.

Вот и в день нашего визита немноголюдно. По территории мемориала прогуливаются несколько человек. Москвичам Ивану и Кристине, направляющимся из Москвы в Тверь, пришлось делать большой крюк, чтобы приехать к мемориалу.
– Наслышаны о памятнике, очень оригинальный! Так хорошо смотрится издалека, да ещё и военные песни впечатление усиливают! Надо сюда приехать снова. Говорят, Ржев тоже неплохой город, с историей, – говорит Кристина.

Руководство Ржевского района Тверской области надеется, что будущий остановочный пункт облегчит логистический процесс и туристов будет больше.
– Рассчитываем, что новая станция позволит привлечь в Ржев и его район туристов. У нас ведь есть что показать. Есть, например, дом, в котором любил останавливаться Иосиф Сталин, есть места массовых захоронений или сам Ржевский мемориал. Это далеко не весь список, конечно, – рассказывает глава Ржевского района Михаил Петрушихин, входя в музей, действующий при мемориале.

Тут простая, но пронзительная экспозиция. Стеклянный, расчерченный на квадраты пол позволяет посетителям рассмотреть брошенные в песок гильзы, окурки, каски и даже осколки от гранат.
– Всё как на войне, – шёпотом говорит глава Ржевского района.

Он глубоко знает военную тему, поскольку является потомственным военным, отслужившим в своё время в Чечне.
– Великая Отечественная – наша общая боль. Мой отец всю войну прошёл и закончил её в Праге. Я тоже принимал участие в боевых действиях, но в другое время, – рассказывает он, ходя по музею.

Приглушённый свет делает заметнее висящие на стене экраны мониторов, на которых транслируются хроники войны, надрывный голос диктора читает рассказы о войне.
– Люди хотят знать историю своей страны, мы убедились в этом за последний год, когда к нам зачастили посетители из Москвы, Санкт-Петербурга и их областей. Люди специально меняют маршрут, заезжают посмотреть на мемориал и в музей. В основном это граждане, которые приезжают на собственных автомобилях. Но, когда пустят поезд, к нам приедут и многие другие люди, которые ранее себе эту поездку позволить не могли, а теперь смогут! Кстати, чур я буду встречать первый поезд, который привезёт нам первых туристов, ладно? – спрашивает сотрудница музея, протягивая Андрею Погуляйко брошюру с описанием музея, чтобы понять, что можно почерпнуть для отделки интерьера пассажирского комплекса.

Над исторической частью вокзального комплекса усердно работают. И тут песнями и кадрами из фильмов не ограничится. Хотя изначально и не предполагалось, но уже решено, что между платформой и вокзалом поставят паровоз-памятник серии Эр. Место для него уже огородили красными ленточками. Найти и выбрать паровоз – не проблема: это будет один из ржевских паровозов, сделанных в Польше после войны. Проблема – пригнать его и установить на место. На месте будущей станции на днях велись горячие споры на эту тему. Происходил примерно такой диалог:
– Надо поставить так же, как паровоз в Бологом стоит, – на станции, но он на постаменте под углом, очень красиво!
– Как в Бологом не получится, Серёжа! Там почва твёрдая, а у нас насыпь, никакого гравия не хватит, он продавит землю и провалится, не сразу – так через неделю! Нужно другое решение!
– Как вы собрались паровоз ставить сюда? Краном?
– Нужно проложить временные рельсы от основных путей!
– Да разве их тут проложишь?
– Можно! А как ещё? Его только завозить надо тепловозом. Краном ты его не подцепишь и не поставишь! Паровозы весят не меньше 60 тонн, ты понимаешь!

Как рассказали рабочие, место стоянки для будущего паровоза утрамбуют, насыпав тонны щебня, закрепят металлоконструкциями. Будущий паровоз-памятник укрепят, и он не провалится.
– Паровоз-памятник стоит на многих станциях и остановочных пунктах в России, тут он тоже будет важной деталью общей экспозиции. Ещё планируется высадить несколько десятков деревьев, в частности планируется посадить туи. Так что в целом место получится уютным, – говорит Андрей Погуляйко.


В музей под тепловозом

«Ласточки» от Москвы до Ржевского Мемориала будут курсировать начиная с мая. Предполагается, что в пути поезд будет останавливаться в Истре, Волоколамске, Княжьих Горах, Погорелом Городище, Зубцове и Ржеве – в Верхневолжье. На конечной станции Ржевский Мемориал поезд будет стоять три минуты. Предполагается, что сюда будут ходить несколько поездов в день. Расписание утверждается.

Первая «Ласточка», на борту которой были представители Тверской области и сотрудники ЦППК, пришла на будущую станцию Ржевский Мемориал 26 марта. Поезд вышел из Москвы в 6.00 и прибыл на место почти в полдень, затратив на дорогу почти шесть часов. Конечно, чиновников доставили бы сюда и побыстрее, но в Волоколамске полчаса пришлось затратить на перецепку состава к электровозу: далее железная дорога на этом направлении почти не электрифицирована (конечная станция электричек – это Шаховская). Такой способ тяги не единственный в России. Например, тепловозом пассажиры «Ласточки» из Владимира добираются до Иваново. В планах у руководства Тверской области электрифицировать линию от Шаховской до Ржевского Мемориала, в планах у РЖД – обустроить пассажирские платформы и подъездные пути к ним.
– Этот этап работ планируется завершить к 2024 году. Таким образом, время в поездке между Москвой и Ржевом сократится, будет обеспечена устойчивая связь между столицей, Ржевским и Зубцовским районами, – говорит Андрей Погуляйко.
– Модернизация этого участка также позволит обеспечить устойчивый пассажиропоток и связать города Ржев и Зубцов с московской транспортной системой. Время в пути от Москвы до Ржева должно сократиться с 5 часов 36 минут до двух часов, – заявлял публично губернатор Тверской области Игорь Руденя.

Удастся ли реализовать намеченные планы, станет ясно не раньше, чем остановочный пункт Ржевский Мемориал сдадут в эксплуатацию. Пока работы идут по графику, заверили «Гудок» рабочие.

Высокую пассажирскую платформу с навесами, мачтами освещения и малыми архитектурными формами планируют открыть здесь к майским праздникам. Это будет регулируемая по высоте, длиной 170 м платформа.

Артём Сергеев поставил за свою рабочую смену основания для четырёх опор и говорит, что сейчас работается намного легче, морозы отступили и рабочий процесс идёт быстрее.
– В феврале мы работали в жёстких условиях, было намного холоднее. Так что сейчас всё нормально. Мне вообще на железной дороге нравится. Я бы дальше работал тут. Но не знаю, как сложится. После этой работы поеду в Омск, на родину. Отдохну. Билет на поезд не брал ещё, – заключает Артём Сергеев.

Анна Героева
Тверская область
Фото Александра Саверкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31