07 мая 2021 01:25

фото: Служба технической политики КбшЖД

Путь проверит робот

На Куйбышевской дороге испытали автоматизированный диагностический комплекс состояния станционной инфраструктуры

На станции Кинель 26 марта завершилась опытная эксплуатация автономной информационно-измерительной системы контроля состояния станционной инфраструктуры (ИИС КСИ), установленной на базе маневрового локомотива ТЭМ18ДМ.
Система, разработанная Научно-производственным центром информационных и транспортных систем (АО «НПЦ «Инфотранс») при консультативной поддержке Куйбышевской дирекции инфраструктуры, действует по принципу диагностического робота, то есть при полной автоматизации работы средств диагностики, без участия человека-оператора.

Как рассказал главный инженер Куйбышевской дороги Денис Аграфенин, наряду с классическими параметрами – ширина колеи, рихтовка и просадки – система измеряет параметры поперечного профиля рельсов: профиль головки рельса, вертикальный и горизонтальный износ головки рельса, подуклонку рельсов, угол наклона поверхности катания. Помимо этого, диагностический робот производит измерение уклонов и построение продольного профиля путей, контроль габаритов приближения строений. Уникальность системы в том, что она позволяет прозводить автоматическую диагностику стрелочных переводов с полным исключением ручных замеров их параметров.

Это позволяет исключить технологически сложную проверку станционных путей с помощью вагонов-путеизмерителей, полностью уйти от ручного труда при проверке стрелочных переводов, повысить объективность и достоверность получаемой информации.

Испытания оборудования проводились в два этапа – летом (с августа по сентябрь 2020 года) и зимой (с февраля по март 2021 года). ИИС КСИ выдержала проверку осенними осадками, воздействие снега и отрицательных температур воздуха. По результатам работы ИИС Самарский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры регулярно выдавал план-график по промеру путей и заданий на проверку стрелочных переводов. Достоверность полученных данных проверялась ручными измерениями и показаниями вагонов-путеизмерителей.

В отличие от существующей технологии контроля станционной инфраструктуры, основанной на применении ручных или мобильных средств диагностики, а также визуального осмотра с фото- и видеофиксацией обнаруженных неисправностей, ИИС КСИ полностью автоматизирована и практически полностью исключает влияние человеческого фактора.

Измерительное оборудование диагностического робота максимально компактно и не затрагивает штатные системы локомотива. Шкаф с компьютерами размещается с торца маневрового локомотива ТЭМ18ДМ, а измерительный модуль, состоящий из четырёх лазерных сканеров, – под его кузовом. Работать диагностический робот начинает сразу же после запуска локомотива-носителя ТЭМ18ДМ. Также возможна работа системы по заранее составленному графику или при помощи команд от удалённого оператора по беспроводному защищённому каналу с персонального компьютера или ноутбука. В случае выхода из строя локомотива-носителя всё оборудование можно переставить на другую тяговую единицу, что обеспечит непрерывность процесса диагностики и мониторинга станционной инфраструктуры.

Вся диагностическая информация в автоматическом режиме ежедневно передаётся в систему хранения данных, которая на время опытной эксплуатации размещалась на сервере НПЦ «ИНФОТРАНС». Как пояснил Денис Аграфенин, в дальнейшем она может быть размещена на защищённом сервере ОАО «РЖД» в Центре диагностики и мониторинга инфраструктуры. Просматривались и анализировались данные при помощи ещё одной разработки НПЦ «ИНФОТРАНС» – аналитической платформы InfraStation.

Сведения о выявленных в режиме реального времени опасных отступлениях, угрожающих безопасности движения и требующих срочного устранения, автоматически передавались в дистанцию пути для принятия срочных мер. В плановом режиме определялось состояние инфраструктуры, по фактическому состоянию которой планировались виды ремонтов.

Опытная эксплуатация ИИС КСИ подтвердила эффективность робота: система обладает более высокой объективностью проверок за счёт снижения влияния человеческого фактора, а также оптимизирует работы по содержанию, замене, установке стрелочных переводов и в перспективе позволяет пересмотреть нормативы срока их службы. Кроме того, безлюдные технологии повышают безопасность работ и снижают издержки на аварийные работы за счёт сокращения времени нахождения работников на путях.
«ИИС КСИ может быть дооснащена и другими измерительными системами, к примеру, для сбора видеоинформации о состоянии устройств автоматики и телемеханики – дефектов скреплений и элементов напольных устройств ЖАТ. Это позволит сформировать полную и функционально законченную комплексную автономную систему диагностики станционной инфраструктуры», – отметил Денис Аграфенин.

До конца года хотят провести приёмочные испытания и принять опытный образец в подконтрольную эксплуатацию. Технологию планируется внести в отраслевой Реестр средств измерений, испытательного оборудования и методик измерений, применяемых в ОАО «РЖД», а также разработать регламент взаимодействия ОАО «РЖД» с НПЦ «ИНФОТРАНС» на стадиях всего жизненного цикла информационно-измерительной системы.

Александр Северов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31