28 июля 2021 16:00

Научиться можно быстрее

Все учебные центры профессиональной квалификации (УЦПК) ОАО «РЖД» в прошлом году были оснащены VR-оборудованием и программным обеспечением для обучения по ряду основных рабочих профессий. Со снятием ограничений, вызванных пандемией COVID-19, около 5 тыс. работников смогут повысить свою квалификацию с использованием современных тренажёрных комплексов.
Апробация технологии VR при реализации учебных программ для рабочих профессий в ОАО «РЖД» началась в 2019 году. Тогда все 15 УЦПК получили тренажёр-симулятор, созданный на основе VR-технологии для профессии «дежурный по переезду». VR-модуль разбит на эпизоды, выстроенные в соответствии с требованиями нормативных документов по технологии производства работ и охране труда. Например, работник может оказаться в ситуации, когда на переезде оказался травмированный человек. И здесь ему необходимо предпринять ряд обязательных действий (в частности, включить заградительную сигнализацию, сообщить о происшествии по радиосвязи машинистам поездов и по телефону – дежурному по станции, вызвать скорую помощь, оказать пострадавшему первую помощь). На сегодня в учебных центрах имеется необходимое VR-оборудование (компьютеры с программным обеспечением, очки виртуальной реальности, джойстики-манипуляторы) и учебный контент ещё по четырём учебным программам – «Монтёр пути», «Сигналист», «Бригадир пути», «Составитель поездов».
«Сейчас взят курс на практико-ориентированное обучение. На первом этапе работники изучают теорию, на втором – проходят подготовку на тренажёрах, на третьем – отрабатывают навыки на оборудовании, которое используется на производстве. Внедрение технологий виртуальной реальности позволит железнодорожникам быстрее освоить необходимые профессиональные компетенции и пройти стажировку непосредственно на предприятии для отработки полученных знаний», – подчеркнул начальник Красноярского УЦПК Юрий Мутовин. По его словам, благодаря VR-оборудованию время освоения материала у обучающихся может сократиться в среднем в полтора-два раза.

В виртуальной среде можно смоделировать любую ситуацию, в том числе нестандартную. «Программа не позволяет делать ошибки, корректируя действия человека, – подчёркивает начальник Свердловского УЦПК Наталия Кумейко. – Но виртуальное обучение не должно заменять общение с преподавателями, важен личный контакт, когда педагог может почувствовать своего собеседника, найти к нему индивидуальный подход».
«После проведения апробации тренажёров-симуляторов мы планируем провести анализ эффективности данной технологии и определить наиболее рациональные направления их использования в образовательном процессе, только после этого можно будет говорить о разработке VR-контента для других профессий», – уточнил начальник отдела мониторинга и развития инфраструктуры учебных центров ЦПТК Сергей Градобитов.

Виталий Маслюк
Юлия Антич

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31