28 июля 2021 17:34

фото: Владимир Заболотный

Тренажёры в помощь

Железнодорожники оттачивают навыки в виртуальной и дополненной реальности

Использование иммерсивных технологий – виртуальной и дополненной реальности – меняет привычный процесс подготовки кадров. С их помощью сотрудники могут отрабатывать различные алгоритмы действий, погружаясь в реальную производственную ситуацию непосредственно в учебных аудиториях. В ОАО «РЖД» в виртуальных тренировках уже принимают участие сотрудники служб автоматики и телемеханики, пути и сооружений, вагонного хозяйства. В планах – внедрение цифрового обучающего комплекса для локомотивных бригад.
Технологии дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности получают всё большее применение в процессе обучения железнодорожников. Так, благодаря AR-оборудованию в реальном пространстве возможно увидеть и детально изучить практически любое программно-смоделированное оборудование.

Например, с помощью специального мобильного приложения «Виртуальный наставник» возможно рассмотреть техническое железнодорожное оборудование с любого ракурса и без проблем разобраться в его устройстве. Сделать это можно, открыв приложение и наведя камеру мобильного телефона на любую плоскую поверхность – объекты появятся на экране и будут встроены в окружающую работника среду. Приложение создали несколько лет назад специально для ОАО «РЖД» в научно-производственном центре «НовАТранс» (компания более 11 лет разрабатывает обучающие продукты с применением технологий VR/AR для железнодорожной отрасли).

Используя VR-оборудование, работник одномоментно может «покинуть» учебную аудиторию и оказаться на производстве. При этом практические навыки отрабатываются в безопасных и комфортных условиях. «VR-тренажёры отлично помогают в обучении там, где сложно или невозможно организовать учебный процесс вживую. Благодаря им работник, находясь в учебном классе, может тушить пожар, работать на высоте, осваивать технически сложное и масштабное оборудование или учиться его ремонтировать. У него формируется мышечная память, которая позволяет лучше усваивать информацию», – рассказал «Гудку» генеральный директор НПЦ «НовАТранс» Рафаил Валиев.

В настоящее время VR-обучение организовано в ряде подразделений ОАО «РЖД». Так, в службе автоматики и телемеханики используется VR-тренажёр для отработки навыков по замене электропривода стрелочного перевода на станции. Он состоит из шлема, наушников, двух джойстиков и персонального компьютера, на котором установлена специальная программа. Оказавшись в виртуальной реальности, обучающийся проходит инструктаж по охране труда и технике безопасности работ по замене электропривода. Затем от дежурного по станции он получает задание на проведение работ и переходит к их выполнению. «Ранее при обучении специалистов была предусмотрена реальная работа в полевых условиях, на путях станции во время технологических «окон». Теперь обучение проводится в классе, то есть не требуется останавливать движение. Кроме того, такое обучение безопасно. Если работник допускает ошибку, то вновь отрабатывает на тренажёре необходимые действия. Исключён и человеческий фактор при проверке знаний – программу не обманешь», – рассказали ранее «Гудку» в Санкт-Петербург-Пассажирской-Московской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

В вагонном хозяйстве Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» есть VR-тренажёр для отработки навыков по измерению остроконечного наката, а в службе эксплуатации и ремонта путевых машин – VR-оборудование, позволяющее произвести обслуживание мотовоза МПТ-4. Также различные учебные VR-модули интегрированы в обучение специалистов службы пути и сооружений. В частности, с помощью цифрового оборудования можно исправить перекосы пути на щебёночном балласте, восстановить целостность рельсовой плети, заменить одиночную железобетонную шпалу на щебне с клеммо-болтовым скреплением. «Конечно, можно тренироваться на настоящей шпале, но большее значение здесь имеет правильная последовательность выполнения работы. Поэтому реальные шпалы в данном случае не нужны», – подчеркнул Рафаил Валиев.

В настоящее время в компании также ведётся разработка обучающего VR-комплекса по отработке действий локомотивной бригады в аварийных ситуациях. Проект «VRail» коллектива авторов из Дальневосточного государственного университета путей сообщения и ДВЖД вошёл в тройку лучших по итогам конкурса ОАО «РЖД» на предоставление грантов молодым учёным в 2020 году. Сумма гранта составила 2 млн руб. Авторы намерены перенести в виртуальную реальность модели трёх серий локомотивов – 2ТЭ10, 4ЭС5К и 3ТЭ25К2М. «Надевая очки виртуальной реальности, человек попадает в кабину, где разгорается пламя, срабатывает пожарная сигнализация. Машинист или помощник начинают отрабатывать весь регламент действий. Попадая в похожую, но уже реальную нестандартную ситуацию, бригада будет более собранной», – рассказал один из разработчиков Олег Мухин.

Работа над проектом закончится в августе 2021 года. Для внедрения пилотного обучающего комплекса VRail потребуется шесть месяцев, на тиражирование по всей сети уйдёт около года.

В ОАО «РЖД» при поддержке РУТ (МИИТ) дорабатывается VR-тренажёр для обучения по охране труда электромонтёров контактной сети с использованием цифровых двойников. Он состоит из шлема и контроллеров виртуальной реальности. Применение 3D-технологий позволит реалистично воссоздать выполнение операций на контактной сети, а также обеспечит вовлечённость в процесс обучения работников травмоопасных профессий благодаря высокой реалистичности и интерактивности.

Юлия Антич

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31