15 мая 2021 19:48

фото: Из архива Романа Агзамова

Дело техники

Молодые изобретатели оцифровывают работу путевых машин и механизмов

На Московской дороге стартовал приём заявок на ежегодный конкурс инновационных проектов «Золотой резерв 2.0». Конкурс проводится на столичной магистрали с 2008 года. Множество из предложенных за эти годы инициатив нашло своё практическое применение, повысив эффективность работы предприятий МЖД и компании, для многих молодых новаторов конкурс стал хорошим трамплином для карьерного роста и развития.
В 2020 году на дороге были реализованы 14 проектов конкурса «Золотой резерв – 2019». Порядка 20 проектов, признанных лауреатами конкурса по результатам экспертной оценки, внедряются сейчас.

Среди разработок участников конкурса инновационных проектов «Золотой резерв – 2020» совместные проекты, выполненные технологом 1-й категории Романом Агзамовым и ведущим инженером сектора новых технологий Московской дирекции по ремонту пути Ильёй Рыбинцевым, вызвали наибольший интерес среди экспертов. Ребята два года работают в тандеме над автоматизацией и оцифровкой работы путевых машин и механизмов.

Пожалуй, одно из качеств, объединивших этих двух молодых изобретателей, – любовь к чёткости и порядку. Неудивительно, что и к цифрам, процедурам и регламентам они относятся с должным уважением. В начале 2019 года, будучи работниками опытной путевой машинной станции № 68, Роман Агзамов и Илья Рыбинцев после первого же знакомства быстро нашли общий язык.

Авторов оригинальных разработок, направленных на оптимизацию технологических процессов, усовершенствование узлов и агрегатов путевых машин и механизмов, улучшение условий труда и повышение безопасности путевых работ, на столичной магистрали немало. Но эти двое молодых новаторов сосредоточились на решении стоящих перед ними задач с помощью процессов автоматизации и оцифровки.
«Им, то есть процессам автоматизации и оцифровки, подчиняются абсолютно все элементы технологических процессов или бизнеса, – объясняет Роман Агзамов. – От производства до бухгалтерского учёта. Измерить в цифре можно даже то, что раньше оценить количественно было просто невозможно – например, отследить производительность техники».

В 2019 году на тот момент помощник машиниста электробалластера Роман Агзамов и мастер опытной путевой машинной станции № 68 Илья Рыбинцев разработали несколько проектов, в основе которых лежат процессы автоматизации и оцифровки.

Благодаря разработанным молодыми работниками программным алгоритмам их же руками было создано устройство под названием «Лазерный измеритель межпутья». Размещённое на выправочно-подбивочно-отделочных машинах (ВПО) или электробалластерах (ЭЛБ), оно способно производить измерение величины междупутья высокоточным лазерным датчиком. Благодаря мобильности устройства его можно закрепить в любом удобном месте машины. С лазерного датчика данные поступают на узел обработки данных, в котором микроконтроллер применяет необходимую фильтрацию, преобразовывает приходящий сигнал и по интерфейсу посылает оцифрованный сигнал на дисплей. Новое изобретение позволило повысить качество выполняемой работы, производить рихтовку без записи и согласно проектным решениям не допускать нарушения по габариту.

Прототипов, то есть моделей, тестовых образцов, выполненных в единичном экземпляре, за два года совместной работы Романом и Ильёй накопилось немало. Такая коллекция, пожалуй, лучше всяких слов иллюстрирует объёмы проделанной работы.
«Выбирая новый проект, – поясняет Илья Рыбинцев, – мы не просто обозначаем на словах идею, а реализуем её, то есть даём понимание того, как надо сделать. Как написать программное обеспечение, разработать 3D-модель, что, как и куда внедрить. Ещё совсем недавно цифровые технологии в гораздо большей степени были доступны в оборонной промышленности с использованием высокоточной микропроцессорной техники. Мы постарались существенно расширить круг их применения, в том числе и в сфере ремонтно-путевого комплекса. Такие разработки прошли стадию апробации, они реально используются «в полях».

Отправной точкой работы над очередным проектом, по словам Ильи Рыбинцева, стал поиск решения проблемы, связанной с отсутствием на бульдозерах устройства, способного контролировать величину заглубления отвала. А без такого приспособления, как показывает практика, не всегда есть возможность качественно выполнить работы с использованием такой техники. Не исключены и аварийные ситуации – к примеру, обрыв кабеля.

Молодые изобретатели создали прототип устройства, использование которого машинистом бульдозера позволяло выполнять полный контроль заглубления отвала с точностью 5–10 мм. Для этого смонтированный ими датчик отвала контролирует положение отвала, а другой – датчик положения – вносит компенсацию наклонов самого бульдозера. Благодаря мобильности устройства его можно закрепить в любом удобном месте машины, а передача данных производится по радиомодулям.

Вместе с перечисленными проектами молодыми специалистами сектора новых технологий Московской дирекции по ремонту пути на конкурсе «Золотой резерв – 2020» были представлены и другие разработки: «Цифровая система контроля топлива», «Автоматизированная подъёмка пути», «Воздушная система отопления вагона», «Независимая электрификация вагона сопровождения».

Как отмечали эксперты, была представлена качественная презентация с обозначением всех преимуществ инновационных разработок и веских доказательств необходимости их применения на практике, поскольку цифровое представление информации позволяет эффективно организовывать процесс её накопления и хранения. А также применять унифицированные методы её математической обработки в автоматическом режиме, что открывает пути к получению нового качества систем с сокращением доли участия человека. Это существенно повышает надёжность функционирования всех звеньев, обеспечивающих реализацию графика движения поездов.

Сегодня перечень проектов, связанных с оцифровкой различных производственных процессов, выполненных молодыми специалистами, продолжает пополняться.
«Сколько-нибудь значимых препятствий для продолжения работы в этом направлении мы не видим, – замечает Роман Агзамов. – Измерить в цифре можно любой процесс, если только он не противоречит законам физики. Тем интереснее для нас поиск тем для новых разработок».

Владимир Горелкин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28