15 мая 2021 21:12

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Водород разгонит поезда

У ОАО «РЖД» есть экономическая возможность внедрить новый вид тяги

Эксплуатация первого поезда на водородном топливе начнётся в 2024 году, а к 2030 году внутрироссийский спрос на такие составы может достичь 100 единиц. Этот вид топлива имеет хорошую перспективу на железной дороге. Об этом в четверг на заседании Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», посвящённом перспективам применения водородного топлива на железнодорожном транспорте, заявил председатель совета Борис Лапидус.
Как рассказал на заседании заместитель директора Научного центра «Тяга поездов» АО «ВНИИЖТ» Андрей Заручейский, сейчас на Сахалине, где ОАО «РЖД» совместно с администрацией Сахалинской области, «Росатомом» и Трансмашхолдингом реализует проект создания первого водородного пассажирского поезда на базе рельсового автобуса РА3,подготовлены эксплуатационная и финансовая модели, разработано технико-экономическое обоснование проекта пассажирских перевозок по острову. К 2024 году будет создан первый состав, а в период с 2025 по 2030 год на пригородной сети появится сначала семь, а потом и 13 составов мощностью 150–160 кВт.
«Если современному дизельному РА3 в год нужно без малого 900 тонн топлива и при этом он выбрасывает в атмосферу 67 тонн парникового газа, то водородному – всего 223,4 тонны, а выделяет он дистиллированную воду», – пояснил Андрей Заручейский.

Сегодня модели ещё обсуждаются в ОАО «РЖД», но сами финансовые параметры проекта явно улучшаются. Если в 2019 году стоимость килограмма водорода закладывалась в сумме 350 руб., то сейчас она уже составляет 90–100 руб. В 2021–2023 годах согласно дорожной карте должно быть принято решение о разработке и создании поезда, а также сопутствующей инфраструктуры, которая включает выработку водорода и схему его доставки на заправочные станции. Борис Лапидус полагает, что спрос внутри России на такой экологичный транспорт будет значительным.
«Его можно будет использовать в таких курортных зонах, как Сочи, Калининград, в крупных городах, – говорит учёный. – К примеру, сейчас рядом с Байкалом применяются дизельные маневровые локомотивы, и если заменить их на водородные, то тем самым мы значительно улучшим экологическую обстановку на этой территории, которая имеет огромную значимость для страны и мира. Поэтому я полагаю, что до 2030 года спрос может составить до 100 машин».

Ранее в ОАО «РЖД» было принято решение, что с 2025 года компания отказывается от закупок тепловозов и станет приобретать лишь экологически чистый подвижной состав.

В Европе водородные поезда ходят на пассажирском маршруте в Нижней Саксонии с 2018 года. Ведущим разработчиком здесь является компания Alstom со своим поездом Coradia iLint. Европейские производители уже имеют заказы на 100 единиц до 2026 года.

В то же время и в России сейчас разрабатываются проекты различных типов подвижного состава на водородном топливе для ОАО «РЖД». Разработки представляют собой правильную компоновку оборудования, наиболее эффективное соотношение мощности и стоимости каждого вида поездов, рациональное размещение и логистику топлива.

Генеральный директор ООО «ИнЭнерджи» (группа компаний, специализирующаяся на электрохимических технологиях и уникальных индустриальных решениях для промышленности в партнёрстве с академическими физическими институтами. – Ред.) Алексей Кашин рассказал, что они разрабатывают для ОАО «РЖД» шесть проектов различного подвижного состава. В их числе межрегиональный поезд, который можно будет использовать на неэлектрифицированном участке от Москвы до Иваново, маневровый локомотив, путеукладочный поезд, стационарные объекты, а также локомотив для Детской железной дороги.
«Мы исходим из того, что стоимость килограмма водорода будет менее 100 руб., и закладываем в оборудование 20% амортизации в год, хотя вполне возможно её продлить, и тогда финансовые расчёты дадут ещё лучший результат по окупаемости, – говорит Алексей Кашин. – Самое главное, по нашим расчётам, экономика во всех проектах есть».

Совместные проекты по водородной энергетике могут появиться у РЖД с «Газпромом» на северных месторождениях.

Заместитель генерального директора по перспективному развитию ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Леонтий Эдер рассказал, что «Газпром» заинтересован в экологичном подвижном составе, чтобы сохранить хрупкую природу Севера, и в Ямало-Ненецком автономном округе у него есть месторождения с падающим давлением, газ из которого и можно использовать для производства водорода на месте. Эффективность будет обеспечена именно тем, что водород не нужно будет никуда перевозить, а это для водородной энергетики существенная статья затрат. Более того, есть технологии, которые позволяют загонять выделяющийся парниковый газ при производстве водорода обратно в земные пласты, что снизит парниковый эффект.
«Водородные поезда вполне могли бы появиться на участке Обская – Карская, и этот участок можно использовать как полигон для отработки технологий на других таких же локальных маршрутах и в имиджевом плане по декарбонизации деятельности для двух ведущих мировых компаний – «Газпрома» и ОАО «РЖД», – полагает Леонтий Эдер.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28