27 октября 2021 11:51

фото: Аркадий Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Экзамен 2020 года выдержан

На итоговом заседании правления ОАО «РЖД» обозначены приоритеты развития компании

На итоговом за 2020 год заседании правления ОАО «РЖД», состоявшемся 19 февраля 2021 года, с докладом «Об итогах производственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД» за 2020 год и приоритетных целевых задачах на 2021 год» выступил глава холдинга Олег Белозёров.
Уважаемый Андрей Рэмович, уважаемые коллеги!

В конце 2019 года, заканчивая с этой трибуны своё выступление на прошлом итоговом правлении, я подчеркнул, что работа компании во многом «будет определяться макроэкономикой, но железнодорожники уже не раз доказывали, что не привыкли зависеть от обстоятельств и умеют добиваться поставленных целей в самых сложных ситуациях». Сегодня могу с уверенностью доложить, что результаты работы российских железных дорог, несмотря на все вызовы 2020 года, подтверждают этот тезис.

Перевозки пассажиров и грузов осуществляются на высоком уровне надёжности и безопасности. Сохранена набранная динамика инновационного развития, обновления инфраструктуры, системы управления, техники и технологий. Выстроены эффективные механизмы защиты жизни и здоровья сотрудников холдинга, обеспечена эпидемиологическая безопасность всех пользователей услуг железнодорожного транспорта. Компания поддерживает высокую финансовую устойчивость.

Сегодня хочу сказать огромное спасибо всем сотрудникам российских железных дорог. Исключительно вы – надёжная основа достижений компании.

Слова благодарности от всего коллектива – руководителям органов законодательной и исполнительной власти всех уровней. Мы всегда ощущаем ваше понимание и поддержку и сообща вырабатываем сбалансированные решения.

Считаю, что наши результаты – во многом заслуга совета директоров ОАО «РЖД». Для руководителей компании оперативность, взвешенность ваших решений являются эталоном управленческой деятельности и позволяют уверенно выполнять поставленные задачи.

Безусловно, особая признательность – пассажирам и грузоотправителям за доверие железнодорожному транспорту и высокую оценку нашей работы.

Свои достижения мы в полной мере разделяем со всеми, кто присутствует на итоговом правлении. Хочу высказать коллегам слова благодарности.

Правление компании уже несколько лет ставит перед собой и коллективом задачу занимать передовые позиции по всем ключевым направлениям деятельности. Мы уверенно идём этим курсом и достигли уникальных результатов. ОАО «РЖД» укрепляет лидерство среди железнодорожных компаний мира по безопасности, энергоэффективности, скорости и надёжности доставки грузов.

В прошедшем году ОАО «РЖД» стало бесспорным лидером внедрения финансовых инноваций. Мы – первая российская компания, разместившая корпоративные бессрочные облигации, а также «зелёные» и социальные еврооблигации, превзойдя все рекорды по ставке, сроку и объёму размещения.

ОАО «РЖД» является национальным лидером по развитию квантовых коммуникаций. Это направление мы развиваем по поручению президента России, который поставил амбициозную задачу – вывести страну на передовые позиции по квантовым технологиям. В кратчайшие сроки, практически в течение полутора лет, найдены основные научно-технические решения. В первом квартале мы уже заканчиваем и доложим о построении опытного полигона для тестирования инновационной линии.

ОАО «РЖД» прочно входит в число самых желанных для россиян мест трудоустройства. В народном рейтинге наиболее привлекательных работодателей России, составленном ВЦИОМом, наша компания второй год подряд уверенно занимает второе место.

Студенты российских вузов при оценке карьерной привлекательности вывели ОАО «РЖД» на первое место среди логистических компаний страны.
«Российские железные дороги» неизменно поддерживают статус социально ответственного работодателя. Все обязательства по Коллективному договору выполнены, не допущено ни одного коллективного трудового спора.

На протяжении трёх лет мы последовательно реализуем мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки наших работниц. Созданы механизмы применения режима гибкого рабочего времени и дистанционной работы, запущены новые оздоровительные программы, открыты дополнительные ясельные группы, расширено наполнение компенсируемого социального пакета.

Хочу заверить: вопросы социальной защищённости и развития человеческого капитала компания будет и впредь решать в приоритетном порядке.

В прошлом году особенно ярко проявила себя отраслевая система здравоохранения. Все вопросы медицинского обеспечения решены на самом высоком профессиональном уровне. Одновременно выполнен беспрецедентный объём работ по защите жизни и здоровья граждан в субъектах Российской Федерации, в том числе в самых крупных агломерациях. Хочу искренне поблагодарить медицинский персонал российских железных дорог за самоотверженный труд!

Уважаемые коллеги!

Для пассажирского комплекса 2020 год стал, пожалуй, одним из самых сложных за всю историю. Итоговые показатели хорошо известны, они перед вами на слайде.

После четырёхкратного падения объёмов перевозок в первом полугодии пассажирский сегмент вышел на траекторию восстановления. Оперативно, практически в онлайн-режиме, перестроен технологический процесс и обеспечено выполнение всех установленных требований по защите здоровья пассажиров. Сервисы в большинстве случаев переведены на бесконтактную модель обслуживания.

Уже пятый год подряд мы предоставляем на летний сезон скидки для детей от 10 до 17 лет в размере 50%. За всё это время перевезено свыше 11,5 млн юных пассажиров. Прошлый год не стал исключением – перевезено около 1 млн человек. Кроме того, для школьников мы предоставили новую льготу на проезд в купе двухэтажных поездов. Цена билета равна половине стоимости проезда в плацкартном вагоне.

В течение года мы продолжили выполнять программные мероприятия по созданию новых сервисов и услуг, обновлению подвижного состава. Назову только некоторые из них.

Закуплено более тысячи новых вагонов. Полностью обновлён состав всемирно известного поезда дальнего следования «Россия» Москва – Владивосток. Это более двухсот вагонов нового поколения.

Совместно с машиностроителями представлена новая линейка вагонов. Проектные решения с акцентом на персонализацию пространства пассажиров получили положительные отзывы. Задача 2021 года – начать использовать эти вагоны в перевозках южного направления.

Открыты новые маршруты скоростных электропоездов из Санкт-Петербурга в Старую Руссу, из Москвы в Кострому, из Адлера в Анапу.

Введён в эксплуатацию новый сайт компании. Его функционал кардинально улучшен и расширен на основе пожеланий и рекомендаций наших пассажиров.

Компания неукоснительно выполняет требования президента и Правительства Российской Федерации о стабильности работы и поддержании маршрутной сети пригородного сообщения.

В 2020 году современный подвижной состав начал курсировать на территории двадцати одного субъекта. Запущены 20 новых пригородных маршрутов.

В течение нескольких лет совместно с субъектами Федерации мы прорабатывали вопросы финансовой устойчивости пригородных компаний, и в 2019 году эта задача была практически выполнена. Вызовы 2020 года заставляют вновь вернуться к вопросу компенсации за пригородные перевозки. Мы рассчитываем на поддержку регионов и Правительства Российской Федерации.

Помимо этого, необходимо определиться с общей моделью функционирования пригорода, реализация которой позволит не только обеспечивать текущие перевозки, но и развиваться в соответствии с запросами пассажиров. Это один из ключевых вопросов для решения в 2021 году.

Сделан ещё один важный шаг в построении безбарьерной среды. В 2021 году мы завершаем системную работу по предоставлению бесплатной услуги сопровождения и помощи людям с особыми потребностями на всех пассажирообразующих вокзалах и остановочных пунктах.

Прошедший год придал хороший импульс внутреннему туризму. Новые маршруты в Переславль-Залесский и парк «Рускеала» уже стали визитными карточками железнодорожного туризма. Считаю, у нас есть все возможности для того, чтобы это направление в 2021 году показало самую высокую динамику развития.

Первые недели работы пассажирского комплекса в текущем году вселяют уверенность в том, что идёт активное восстановление и рост к рубежам 2019 года. Мы обязаны обеспечивать два взаимодополняющих процесса: высочайший уровень абсолютно новых сервисов и базовые потребности: чистоту, тепло и ценовую доступность.

В области транспортно-логистической деятельности с удовлетворением хочу отметить, что тревожные прогнозы периода начала эпидемии не сбылись. Впервые за последние пять лет мы завершили год со снижением погрузки к предыдущему периоду на 2,7%. Но в четвёртом квартале мы приблизились к показателям 2019 года.

Особенно ярко в грузовом сегменте проявилась значимость наших наработок и решений по цифровизации. Пандемия заставила форсировать перевод всей грузовой и коммерческой работы на коммуникации через цифровые интерфейсы. В итоге на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» оформляется более 70% юридически значимых процедур.

Цифровые сервисы определили появление среди наших клиентов почти трёхсот новых предприятий, в основном малого и среднего бизнеса, которые ранее никогда не пользовались услугами железной дороги.

Эта категория клиентов для нас особенно важна. При доле всего 16% в объёме перевозок их вклад в доходные поступления РЖД составляет 46%. Считаю необходимым сделать особый акцент на развитии сервисов в этом сегменте. Это одна из ключевых задач на 2021 год.

В непростых экономических условиях ОАО «РЖД» нашло возможность оказать серьёзную тарифную поддержку нашим партнёрам. Приняли порядка 70 адресных решений общим объёмом более 21 млрд руб.

Устойчивые темпы роста в контейнерном сегменте поддерживаются на уровне 16%, а в транзитном сообщении – свыше 34%. По итогам 2020 года объёмы перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай достигли 546 тыс. ДФЭ, что на 64% превышает показатель 2019 года.

Итоговая рекордная цифра контейнерных перевозок 2020 года – 5 млн 800 тыс. контейнеров. Сегодня на сети постоянно находятся в движении порядка 520 контейнерных поездов с ростом к прошлому году почти на 14%.

В основе таких результатов лежит совершенствование технологии движения контейнерного поездопотока. Средняя скорость в транзите обеспечивается на уровне 1074 км/сут. Сегодня время следования на направлении Европа – Западный Китай в зоне ответственности российских железных дорог составляет не более двух суток, на направлении Запад – Восток – менее 8 суток. Все достигнутые целевые показатели превышают плановые значения.

Эти результаты высоко оценивают наши зарубежные партнёры. С января 2021 года по Транссибу впервые начал движение новый транзитный товаропоток из Японии в Европу, переключённый с трансконтинентальных морских линий.

Особо хочу остановиться на восточном направлении.

В прошлом году здесь превышены практически все исторические показатели. Тарифный грузооборот к уровню 2019 года возрос на 2,5% (а с 2003 года вырос более чем в два раза). В 2020 году на Восточный полигон ежесуточно передавалось рекордное количество – 4882 гружёных вагона (это плюсом свыше 4% к 2019 году).

Достигнут рекордный объём вывоза грузов в адрес портов Дальнего Востока – почти 113 млн тонн с ростом примерно на 9 млн тонн.

В соответствии с соглашением с Кузбассом компания исполнила обязательства по вывозу 53 млн тонн угля в восточном направлении. Выполнены целевые параметры КПМИ по провозной способности Восточного полигона в размере 144 млн тонн.

Результаты работы коммерческого блока – это не просто статистические показатели. За ними стоит широкий набор новых логистических продуктов и сервисов. Все они носят адресный характер и в полной мере учитывают пожелания клиентов. Вы можете детально ознакомиться с этим направлением в информационных материалах на цифровой платформе нашего заседания.

Несомненно, результаты текущего года во многом будут определяться развитием эпидемиологической ситуации. Однако целевая задача – превзойти объёмы грузовой работы 2019 года.

В отношении логистических продуктов необходимо принять за правило работать на опережение. Мы должны прогнозировать пожелания клиентов и быть на шаг, а лучше на два шага впереди. При этом необходимо постоянно помнить, что с каждым новым сервисом и услугой клиент становится всё более взыскательным и требовательным.

Общеэкономическая ситуация потребовала дополнительного внимания к ключевым вопросам финансово-экономической деятельности компании.

В 2020 году расширена Сводная программа мероприятий по повышению операционной эффективности и сокращению расходов. Её выполнение позволило получить эффект в объёме почти 43 млрд руб.

Общее снижение расходов относительно первоначального плана, одобренного правительством, составило 90 млрд руб.

Как я уже отметил, компания реализовала беспрецедентные финансовые инструменты. В итоге, как уже было сказано, финансовый результат работы компании положительный.

В целом работа по снижению расходов построена на совершенствовании технологий и применении инновационных решений.

В деятельность компании уверенно вошла культура процессного подхода. По ключевым процессам – доставка грузов, пассажирские перевозки, инвестиции и строительство, закупки и снабжение, управление активами – проведена системная настройка, в том числе с учётом внешних факторов 2020 года. Особенно важно, что эта деятельность синхронизирована с созданием цифровых инструментов и актуализацией нормативной базы.

Работа по оптимизации управленческих и производственных процессов должна стать постоянной и повседневной для каждого руководителя.

В соответствии с поручением совета директоров в компании выстроена система оценки управленческой результативности через корпоративные показатели эффективности. Показатели декомпозированы от верхнего уровня управления до руководителей филиалов.

Совсем недавно, 12 февраля, в соответствии с поручением председателя Правительства РФ межведомственной рабочей группой одобрены предложения по новым общекорпоративным ключевым показателям эффективности на текущий год. На верхнем уровне определены 10 основных показателей. Все процедуры по актуализации системы КПЭ должны быть проведены в кратчайшие сроки.

Защита окружающей среды уверенно вошла в число важнейших направлений деятельности ОАО «РЖД». Это не только конкурентное преимущество, но и одно из условий финансовой устойчивости компании. Наши уникальные результаты на финансовых рынках во многом определены последовательной политикой и показателями в области экологии.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации мы выстроили и запустили в Центральной экологической зоне Байкальской природоохранной территории эталонные процессы защиты окружающей среды. Их главные характеристики – это постоянство, публичность и взаимодействие с экспертным сообществом и субъектами Федерации. Подход в этом вопросе простой – после завершения всех работ экологическая ситуация должна стать лучше, чем перед их началом.

Учитывая значимость природоохранных вопросов не только для ОАО «РЖД», но и для всей страны, 2021 год в компании объявлен Годом экологии. Наш девиз – «Быть экологичными во всём».

Мы должны говорить о формировании экоэкономики российских железных дорог. В числе значимых задач эта работа должна иметь самый высокий приоритет.

В текущем году экологическая культура должна стать неотъемлемой частью всех производственных процессов.

2020 год, без преувеличения, можно назвать годом инвестиций и строительства. Инвестпрограмма реализована на сумму более 717 млрд руб. – это максимальный объём с момента создания компании.

Выполнена масштабная программа обновления локомотивов, моторвагонного подвижного состава и путевой техники.

Проведено оздоровление более 5 тыс. км железнодорожного пути. Это позволило не допустить роста протяжённости пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем на ключевых направлениях и повысить скорости движения поездов.

Строительный комплекс, несмотря на все ограничения, выполнил максимальный за последние 5 лет годовой объём работ на сумму почти 310 млрд руб. Построено 417 км новых путей и 170 км линий электропередачи.

Вызовы 2020 года оказали существенное влияние на решения в отношении финансового плана и инвестиционной программы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Хочу поблагодарить председателя Правительства РФ Михаила Владимировича Мишустина, вас, Андрей Рэмович, членов правительства за принятие уникальных решений, которые позволяют обеспечить устойчивое функционирование компании и продолжить развитие.

Задачи стоят крайне амбициозные. В части инфраструктурного развития, особенно Восточного полигона, они настраивают всю компанию и наших партнёров на напряжённую работу в продолжительном периоде. Очень важно, что мы имеем возможность заключать долгосрочные строительные контракты.

Отдельно остановлюсь на задачах по Восточному полигону в 2021 году. Предстоит завершить работы на всех объектах первого этапа, но и отдельно сконцентрироваться на 31 объекте второго этапа, причём мы должны ввести их в эксплуатацию уже в 2022 году.

Хочу подчеркнуть, что это задача не только строительного блока, но и всех подразделений производственных вертикалей на дорогах Восточного полигона. Все работы, как и в прошлые годы, будут выполняться в условиях предельно интенсивной перевозочной деятельности. Прошу начальников дорог взять под особый личный контроль выполнение этих задач.

В прошедшем году совместно с Минтрансом проведена масштабная работа по нормативно-правовому регулированию. Совершенствование нормативной базы идёт по всем ключевым направлениям: эксплуатация железных дорог, строительство, международная деятельность. В плановом порядке реализуются мероприятия по «регуляторной гильотине». Хочу поблагодарить Министерство транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта за эту важнейшую работу.

Компания начала подготовку предложений по правовой модели рынка перевозок, которую мы представим во втором квартале. Кроме того, в первой половине 2021 года мы должны завершить формирование нормативной базы в области беспилотного вождения.

Наша общая задача состоит в том, чтобы нормативная база не только не сдерживала, но и работала на опережение, создавала необходимые условия развития.

Уважаемые коллеги!

Экзамен 2020 года выдержан. Мы получили новый бесценный опыт, который позволяет уверенно двигаться вперёд. Хочу пожелать нам всем здоровья, успехов и заверить, что все поставленные задачи перед российскими железными дорогами будут выполнены.

Благодарю за внимание.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31