08 мая 2021 20:04

фото: Личный архив Софьи Дорофеевой

Девушки уходят в рейс

Шесть женщин – помощников машинистов водят пассажирские поезда на МЖД

Девушки из первых групп обучения по профессии «помощник машиниста», которые завершили стажировку и получили свидетельства о квалификации в конце 2020 года, в январе начали работать на Московской дороге. Сегодня их всего шесть – пять трудятся в составе локомотивных бригад пригородных поездов, одна водит поезда дальнего следования. Ещё четыре уже в феврале приступят к работе в качестве помощников машиниста на «Ласточках», курсирующих по Московскому центральному кольцу.
Пригородное движение

Одна из первых «ласточек» МДОСС Виктория Власенкова придёт работать на МЦК в феврале
Алёна Наместникова – работник Московской дирекции тяги – пока дублёр на участке Москва – Вековка
Возможность работать машинистами и помощниками машиниста у женщин появилась благодаря изменениям, внесённым Министерством труда и социальной защиты РФ в перечень доступных для женщин профессий и программе ОАО «РЖД» по подготовке женщин – помощников машиниста.

На Московской дороге четыре девушки, прошедшие обучение по специальности «помощник машиниста электропоезда», в январе начали трудовую деятельность на столичной магистрали. Ещё шесть девушек в Московской дирекции моторвагонного подвижного состава продолжают обучение по профессии «помощник машиниста».

Софья Дорофеева уже самостоятельно выполняет свою работу в моторвагонном депо Домодедово на павелецком направлении МЖД – водит пригородные поезда на участке Павелецкий вокзал – Аэропорт. Анастасия Каткова трудится в депо Лобня в составе локомотивной бригады на участке Москва – Савёлово, а Ольга Симонова и Анжела Лемешко пока ездят дублёрами в моторвагонном депо Москва-2-Ярославская на участке Москва – Пушкино.
«Девушки работают с опытными машинистами, которые были подобраны по согласованию с психологом, – рассказывает исполняющий обязанности начальника Дирекции по кадрам и социальным вопросам Евгений Фролкин. – Дублёры закончат свою 10-сменную стажировку третьим лицом 2 февраля, затем будет проведена проверка их знаний в депо, и девушки будут допущены к самостоятельной работе. На следующей неделе у нас с ними состоится беседа по насущным социальным вопросам, в частности по жилищному».

Софья Дорофеева, напомним, стала первой в стране девушкой, получившей профессию машиниста после того, как с отличием окончила Московский колледж железнодорожного и городского транспорта. Поступила туда ещё до того, как россиянкам разрешили водить поезда в качестве помощников машиниста. Специальность «машинист локомотива» в её случае подразумевает и квалификацию «помощник машиниста» по видам: электровоз, электропоезд.

Прежде чем прийти на работу в Московскую дирекцию моторвагонного подвижного состава, Софья прошла стажировку дублёром в депо Лобня, а в первый день нового, 2021 года совершила первую самостоятельную поездку.

Корреспонденту «Московского железнодорожника» девушка рассказала, что не разочаровалась в своём профессиональном выборе. Первый месяц работы не был для неё слишком сложным и показал, что она на правильном пути. «Всё идёт отлично, – продолжает Софья. – Коллектив принял меня хорошо. Выполняю свои обязанности: слежу за состоянием пути, подсказываю сигналы, скорость по станциям, время ограничения скорости, расписание, открываю двери, слежу за посадкой-высадкой пассажиров, устраняю неисправности по указанию машиниста, проверяю работу оборудования. В пунктах оборота провожу ТО-1».

Как сообщили в Центральной пассажирской пригородной компании, 12 января ещё одна женщина – Елена Лысенко-Салтыкова – успешно совершила свою первую поездку в качестве машиниста пригородного поезда по маршруту Киевский вокзал – Новопеределкино.


Пассажирские поезда

Первая женщина в Московской дирекции тяги, которая начала осваивать профессию помощника, – Алёна Наместникова – пока остаётся единственной. Сдав квалификационный экзамен после обучения в Московском подразделении Учебного центра профессиональных квалификаций в конце декабря прошлого года, сразу после новогодних каникул была принята на работу в эксплуатационное локомотивное депо Москва-Сортировочная-Рязанская. Сейчас проходит стажировку третьим лицом на локомотивах ЭП2К, дублёром на пассажирских поездах сообщением Москва – Казань и Москва – Ижевск на участке Москва – Вековка.

По словам заместителя начальника эксплуатационного локомотивного депо Москва-Сортировочная-Рязанская по кадрам и социальным вопросам Дили Шуплецовой, Алёна работает хорошо, и машинист, под началом которого стажируется девушка, – Александр Жилин – ею доволен.
«Для женщины в мужской профессии Алёна неплохо справляется, – рассказывает Александр. – А временами даже лучше некоторых помощников-мужчин. Единственную трудность – чисто физического характера – пока вызывает процесс прицепки локомотива к составу, но со временем она приноровится. С остальными обязанностями справляется хорошо».

Алёна Наместникова прошла большую часть из назначенных ей 12 дублёрских смен. В доме отдыха локомотивных бригад в Вековке для неё тоже созданы все условия, среди которых в том числе одноместная комната с необходимым набором мебели, где она отдыхает после рейса.

В середине февраля Алёна поедет самостоятельно в качестве помощника машиниста.


Скоростное сообщение

В Учебном центре Дирекции скоростного сообщения основной теоретический курс закончился 18 декабря, после чего обучающиеся с МЖД Виктория Власенкова, Ширин Саттарова, Анастасия Шатохина и Галина Васильева прошли 160-часовую практику на Московском центральном кольце на поездах «Ласточка» третьим лицом. Затем – заключительный недельный курс теоретических занятий, а в минувшую среду они сдавали квалификационный экзамен.

По словам машиниста-инструктора Московской дирекции скоростного сообщения (МДОСС) Павла Луценко, практика девушек прошла в штатном режиме. «Стажёры закрепили приобретённые знания, получили навыки работы, – рассказывает Павел. – Решали, в частности, нестандартные производственные задачи, связанные с дефицитом времени на принятие решения и выполнение действий, – это нужно для обретения психологической готовности к работе в напряжённых условиях. Все действия в пути следования осуществляли под наблюдением действующего помощника машиниста и успешно со своими задачами справились. У машинистов негативных отзывов нет».

Квалификационный экзамен все четыре девушки сдали успешно. Как рассказал машинист-инструктор МДОСС Сергей Каримов, работавший в составе экзаменационной комиссии, он был приятно удивлён уровнем их подготовки. «Поначалу ситуация была довольно интригующей, поскольку впервые на экзамене по специальности «помощник машиниста» – женщины, и мы не знали, чего ожидать, – говорит Сергей Каримов. – Но когда начался собственно экзамен, мы увидели, что девчонки реально обладают хорошими знаниями на уровне машиниста. В учебном центре их подготовили очень достойно. Приятно было их слушать. Мы задавали и дополнительные вопросы, в частности по автоблокировке, звуковым сигналам, колёсным парам. И получали на все правильные ответы. В феврале они приступят к работе. Сначала будут дублироваться и затем поедут действующими помощниками. Очень хочу пожелать нашим девушкам доброго пути».

Как сообщила в минувший вторник пресс-служба МЖД, в I и II кварталах 2021 года после завершения обучения и стажировки ещё 10 женщин приступят к своим профессиональным обязанностям и будут трудиться помощниками машиниста электропоездов на столичной магистрали. С учётом вышеупомянутых четырёх «ласточек» из МДОСС три девушки из Московской дирекции моторвагонного подвижного будут работать на казанском направлении МЖД, ещё три – водить пригородные поезда на ярославском.

Во всех трёх дирекциях «МоЖ» подтвердили, что отныне каждый следующий набор на обучение по специальности «помощник машиниста» автоматически подразумевает приём женщин.

Светлана Новаковская

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31