18 апреля 2021 06:34

Вклад в общее дело

В 2020 году на Куйбышевской магистрали было реализовано 123 проекта бережливого производства. Это позволило дороге сэкономить порядка 118,6 млн руб. О наиболее удачных разработках и резервах в реализации бережливых технологий наш разговор.
Денис Аграфенин, главный инженер Куйбышевской дороги
– Денис Владимирович, насколько результативным стал для магистрали прошедший бережливый год?
– В 2020 году проектный офис бережливого производства Куйбышевской дороги стал победителем сетевого тематического конкурса. В номинации «Лучшая железная дорога» мы заняли третье место. Последний раз подобного успеха мы добивались в 2017 году. Помимо этого в номинации «Лучший мультифункциональный проект» наш проект «Комплексное изменение порядка обслуживания пассажирских поездов на полигоне Самара – Пенза – Красный Узел – Рузаевка – Самара» эксплуатационного локомотивного депо Самара также вошёл в тройку победителей. Успехов в этой номинации до настоящего времени у нас не было.
Подобный результат стал следствием функционирования той системы, что мы сформировали в границах дороги. Активность проектных офисов бережливого производства как региональных дирекций, так и дороги позволяла в установленные сроки реализовывать проекты, проводить их экспертизу и предоставлять всю необходимую сопутствующую информацию. Отмечу, что на итоговой видеоконференции мы вошли в число дорог, обеспечивших стопроцентную дисциплину по срокам и полноте предоставляемой отчётности. Кроме того, в работе проектных офисов нам удалось найти оптимальный баланс индивидуальных новых идей и отработанных тиражируемых технологий.

– Каким ещё знаковым событием войдёт в историю минувший год для движения бережливых?
– Начну, пожалуй, с общего, самого статусного и значимого для компании достижения. Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества определил победителей конкурса 2020 года. В категории организаций с численностью работников свыше 1 тыс. человек премия была присуждена РЖД. К этому непосредственное отношение имеет и КбшЖД. Ведь именно у нас в 2008 году закладывались основы этого подхода в управлении. Многие нормативные документы рождались и апробировались у нас. У истоков вопроса качества в компании стояли коллективы Самарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, моторвагонного депо Безымянка, локомотивного и вагонного депо Кинель.
И сегодня наш вклад в общее дело достаточно велик. Сейчас в компании происходит большая работа по актуализации нормативной базы и подходов к управлению качеством. Инженерным блоком дороги сформулированы предложения по новой редакции стратегии управления качеством, ведётся работа по обучению сотрудников.
Степень развития и проработки процессного подхода в инженерной деятельности на КбшЖД одна из лучших на сети. Помимо взаимоувязки процессов на региональном уровне сейчас активно проводится работа по выстраиванию и декомпозиции типовых процессов, реализуемых по линиям функциональных филиалов и департаментов. Нашими наработками активно пользуются коллеги других дорог. В прошлом году порядка 60% наших проектов были растиражированы на сети.

– Что на общем фоне выделяет ваши разработки?
– В структуре программы проектов у нас есть и широко тиражируемые проекты, снижающие ресурсо- и энергоёмкие процессы, реализуемые в основном Куйбышевской дирекцией инфраструктуры. Большое развитие получили условно уникальные проекты. В большинстве это проекты, связанные с организацией движения, разработанные дирекциями управления движением и тяги. И это легко объяснимо – процесс организации движения на отдельных участках практически всегда уникален и имеет множество региональных особенностей.
Отдельно хочется сказать, что нам удалось встроить в работу проектного офиса новую структуру. Речь идёт о вновь сформированных на дорогах центрах повышения эффективности труда персонала. Их специалисты стали дополнительным связующим звеном в реализации проектов. С их участием реализовывались самые результативные проекты. Уверен, что такой кросс-функциональный подход является ключом к успеху и положительному результату. Поэтому данное направление взаимодействия нам необходимо развивать.

– Каковы задачи на 2021 год?
– Поставлена задача экономии затрат на уровне 105 млн руб. Этот показатель нам вполне по силам. И это лишь вершина айсберга, поскольку для поступательного развития компании необходимо сформировать мотивационную среду.
Бережливое производство – уникальный подход менеджмента, выгодный как работодателю за счёт сокращения эксплуатационных расходов и прямых затрат предприятия, так и сотруднику, получающему дополнительное премирование. В прошлом году средний размер дополнительного премирования на одного члена оперативной рабочей группы, реализовавшей экономически эффективный проект, составил почти 30 тыс. руб. И суть открывающихся перед всеми участниками возможностей необходимо донести до максимального количества сотрудников компании. Если размышлять более масштабно, то реалии таковы, что недостаточно просто выполнять свои трудовые обязанности и целевые показатели. Необходимо делать чуть больше, чуть шире – охватывать новые области и пространства, искать применение своих навыков в новых сферах и выходить за рамки ежедневной рутины.
Не нужно бояться своих мыслей и идей. В компании существует множество механизмов, позволяющих реализовать себя: от рационализаторской деятельности до стартапов. Бояться пробовать свои идеи в новых сферах не стоит.

Беседовал Александр Северов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31