18 апреля 2021 06:23

фото: Руслан Казаков

С вагонами не расставайтесь

Профицит подвижного состава продолжает расти

В декабре 2020 года на сети ОАО «РЖД» продолжился рост профицита грузовых вагонов – на 4% к уровню ноября 2020 года и на 28% к уровню декабря 2019 года. Участники рынка подтверждают рост числа невостребованных вагонов в январе. И, по их прогнозам, ситуацию быстро изменить не удастся. Помимо сокращения спроса и производства из-за пандемии на профицит сейчас влияет и сезонный фактор.
Согласно информации, представленной на официальном сайте ОАО «РЖД» в разделе «Раскрытие информации», общее количество вагонов, находящихся в среднем за сутки на сети, превысило 1,2 млн. Этот показатель в декабре составлял 1,202 млн – на 0,3% больше, чем в ноябре (1,199 млн), и на 2,9% больше, чем годом ранее (1,169 млн).

По словам начальника отдела оперативного маркетинга ПАО «Первая грузовая компания» Екатерины Агаповой, в 2020 году существенно вырос профицит полувагонов на сети (+36 тыс. единиц к 2019 году). Ставки аренды на него продолжают снижаться, лишь с марта-апреля возможен небольшой рост.
«Проблема профицита вагонов остаётся актуальной в ближайший год. Объём погрузки нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократился на 10%, до 208,8 млн тонн. Это произошло на фоне заключения сделки ОПЕК+, в рамках которой страны-участницы обязались снизить добычу на рекордные 19 млн баррелей в сутки. К тому же всё больше своей продукции нефтеперерабатывающие заводы предпочитают перемещать с помощью трубопроводного транспорта. Все эти факторы в совокупности снижают интерес к цистернам. В феврале ОПЕК пересмотрит договорённости, возможно, это приведёт к небольшому росту добычи», – отметила Екатерина Агапова.

По мнению советника генерального директора компании ООО «БалтТрансСервис» Владимира Прокофьева, сейчас рост профицита на сети железных дорог неизбежен.
«Чтобы решить проблему простоя вагонов, необходимо создать план востребованности вагонов, где будет учитываться, сколько сейчас вагонов на сети, сколько необходимо произвести в следующем месяце, а также номенклатура необходимых вагонов. После чего высылать план операторам и производителям подвижного состава для понимания. Также я считаю необходимым провести утилизацию устаревшего подвижного состава или сдавать этот состав в страны, где наблюдается дефицит вагонов. По моему мнению, максимальное количество вагонов, которые сейчас могут курсировать на сети РЖД, – от 850 тыс. до 900 тыс. единиц», – пояснил Владимир Прокофьев.

Как рассказал «Гудку» генеральный директор компании ABC-Rail Артур Нурмухамедов, избыток вагонов на сети никуда не делся, а в январе даже увеличился по сравнению с концом прошлого года. В 2020 году владельцы не торопились продавать для утилизации простаивающие вагоны раньше окончания срока службы.
«Замедление темпов утилизации устаревшего подвижного состава, в первую очередь полувагонов, также повлияло на текущее состояние парка. Компании не были готовы к понижению цен (особенно в период пандемии) не только на лом, но и на запчасти, бывшие в употреблении. Из этих двух составляющих и складывается цена вагона в утилизацию, – отмечает Артур Нурмухамедов. – Цены на запчасти упали в 2020 году практически в два раза, поэтому в 2021 году тенденция пока сохраняется. Ожидать роста досрочной утилизации вагонов не приходится, поскольку с февраля цена на лом снова начнёт снижаться. Фактически избавляться от парка будут только те владельцы подвижного состава, которые оказались в безвыходной ситуации и которым нужны деньги на покрытие неотложных расходов».

По словам заместителя коммерческого директора по универсальному подвижному составу АО «ЭНИКАРГО» Александра Грицкова, профицит в первую очередь затронул универсальный подвижной состав (полувагоны, крытые вагоны), а также специализированные вагоны.
«Мы решаем проблему, связанную с профицитом, целым комплексом мер. Проводим маркетинговые исследования рынка, улучшаем клиентский сервис, а также делаем упор на заключение долгосрочных контрактов с грузоотправителями», – отметил Александр Грицков.

По словам генерального директора ООО «ИнтерРейл Сервис» Юрия Кулакина, сейчас из-за профицита парка вагонов на сети мы сталкиваемся с такой проблемой, как снижение ставок на предоставление подвижного состава до минимального уровня. Таким образом, доходы от сдачи в аренду вагонов находятся на одном уровне с расходами на их содержание.
«Для нас как для экспедиторов данная проблема дефицита становится преимуществом, так как на направлениях, где сейчас наблюдается профицит, мы можем использовать вагоны по сниженной ставке», – отметил руководитель отдела развития ООО «ДелЭкспресс» Антон Страхов.

По мнению Александра Грицкова, причиной профицита на сети сейчас можно назвать снижение деловой активности, иначе говоря, многие производители снизили объёмы производства. Также на сети регулярно существует сезонный профицит.
«Я считаю, что в августе-сентябре текущего года мы можем ожидать пикового значения профицита. Далее часть вагонов будет списана из-за срока годности, что приведёт к небольшой стабилизации на рынке», – считает Александр Грицков.

Анастасия Баранец

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31