Необходимо налаживать контакты
Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации
Успехом для российских экспортеров в текущем году станет повторение прошлогодних результатов
Минувший год можно назвать прорывным для экспорта российской животноводческой продукции в Китай. Прежде всего, это касается мяса птицы. Соглашение о начале поставок было подписано в конце 2018 года, а уже в 2020 году объем экспорта птицы и субпродуктов превысил 140 тыс. тонн почти на $250 млн. В этом сегменте мы прочно занимаем третье место среди крупнейших экспортеров после Бразилии и США.
Еще одним прорывом можно считать начало продаж в Китай российской говядины, в том числе премиальной - для ресторанов и отелей. И мы ожидаем, что объемы будут быстро расти, так как население потребление этого вида мяса в Китае увеличивается, доходы граждан постоянно растут. К сожалению, рынок Поднебесной пока для нашей свинины закрыт из-за неблагопрятной ситуации, связанной с африканской чумой свиней, иначе бы уже в первый год мы могли бы продать восточному соседу более 100 тыс. тонн этой продукции.
В зависимости от цен на логистические услуги наши экспортеры используют различные виды транспорта. Основной объем поставок идет морем из Санкт-Петербурга. Это долго - около двух месяцев - но достаточно недорого. Правда, с учетом частичной компенсации транспортных расходов начинает пользоваться популярностью железная дорога, а также мультимодальный формат перевозки. В этом случае мы сокращаем время транзита товара в два-три раза, а это более быстрый оборот денег, возможность поставок охлажденной продукции, что важно, например, для дорогой говядины.
В этом году Китай продолжит восстановление своего свиноводческого сектора, который понес огромные потери из-за африканской чумы свиней, а также займется наращиванием производства бройлера. Поэтому спрос со стороны Китая на животный белок останется, но и конкуренция на рынке за место под солнцем ужесточится. Если нам удастся повторить результат 2020 года, это уже будет большим достижением. Тем более, что мы на китайском рынке не одни - тут и США с Канадой, и Бразилия, и Евросоюз, и Аргентина, и еще с десяток стран. Так что легко не было и не будет. Многое будет зависеть от курса рубля, от цен на корма и себестоимости производства в России, а также оттого, как дальше будет развиваться ситуация с пандемией. Но мы настроены в 2021 году расширять и ассортимент продукции, и каналы реализации.
Стоит отметить, что, думая о расширении экспорта, надо меньше всего концентрироваться на мерах господдержки, так как это негарантированный механизм, ведь в бюджете бывают такие дыры, что его могут и отменить. Да и курсовые колебания могут быстро лишить вас ценовых преимуществ, получаемых благодаря субсидиям. Надо прежде всего сосредотачиваться на продвижении самого товара, делать акцент на его отличительных свойствах. Не секрет, что у многих китайцев российская продукция ассоциируется с экологичностью, безопасностью, качеством. Вот это и надо использовать.
Важно не терять высокого имиджа не только в глазах потребителей, но и, прежде всего, контролирующих и надзорных органов Китая. Если будут обнаружены нарушения китайских стандартов безопасности, или, как это не раз случалось в 2020 году с продукцией из ряда стран, на упаковке выявят COVID-19, то рынок можно будет быстро потерять. Поэтому предотгрузочные лабораторные анализы, дополнительный контроль перед отправкой, безусловное соблюдение санитарно-гигиенических требований на предприятиях – все это на порядок важнее субсидий. Также необходимо начинать работу по налаживанию прямых контактов с китайской розницей, маркетплейсами и так далее. И все же главное - это обеспечить постоянно высокое качество наших товаров. Китайцы очень разборчивы, и единожды потеряв доверие, вернуть его будет трудно.