14 апреля 2021 04:33

Мастер «фабрики роботов»

Заместитель начальника Нижегородского информационно-вычислительного центра Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО «РЖД» Владимир Лелеков в конце декабря получил благодарность генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова за достижение высоких результатов в профессиональной деятельности и внедрение инновационных технологий.
Владимир Лелеков реализует проект «Внедрение фабрики роботизации в ОАО «РЖД»
Владимир Александрович возглавляет экстерриториальную проектную группу ГВЦ по реализации проекта «Внедрение фабрики роботизации в ОАО «РЖД».
«2020 год был очень важен для нашего проекта, – рассказывает он. – Мы впервые начали масштабную работу с технологиями RPA (robotic process automation, форма технологии автоматизации бизнес-процессов), которые используют настраиваемых программных роботов. Чтобы научиться проектировать, создавать и обслуживать роботизированные программы, около 800 специалистов прошли специальные дистанционные курсы. Первые роботы взяли на себя задачи по администрированию учётных записей пользователей информационных систем РЖД, вводу в эти системы нормативно-справочной информации и информации о тарифах. В результате скорость выполнения рутинных операций увеличилась в три – пять раз, качество работы повысилось, а время обработки входящей заявки в службе поддержки пользователей сократилось с 15 до четырёх минут. Всего было автоматизировано более 900 операций, роботы обработали 500 тыс. запросов».

Создавая «фабрику роботизации», IT-специалисты ОАО «РЖД» сформировали лаборатории RPA в центрах технологического сопровождения на базе информационно-вычислительных центров компании в нескольких городах. Здесь уже разрабатывают программных роботов по заказу подразделений РЖД. Весь процесс – от получения заявки до ввода робота в эксплуатацию – занимает 25–40 дней. Одна из задач «фабрики» – сократить это время вдвое, обеспечить массовую роботизацию.
«Самыми сложными созданными командами ГВЦ были роботы для введения нормативно-справочной информации в АСУ «Экспресс», АСУВОП-3, а самым интересным, пожалуй, был робот для Департамента экономики ОАО «РЖД» по заполнению данных о гружёных вагонах из информационной системы СИС «ЭФФЕКТ» в схеме железных дорог и междорожных стыковых пунктов приёма», – говорит Владимир Лелеков.

По его словам, переход на удалённую работу из-за пандемии не помешал: в ГВЦ давно используются и хорошо отлажены и работа в проектных группах, и технологии защищённой переписки и видеосвязи, ведь ИВЦ расположены в 16 городах по всей стране от Калининграда до Хабаровска. Проектная группа по «фабрике роботизации» экстерриториальная, в неё входят 18 человек. Группа занимается строительством системы разработки и эксплуатации «фабрики роботизации» РЖД совместно с партнёрами из ООО «РЖД-Технологии». «Более сложной задачей было создание массовой компетенции по роботизации во всех ИВЦ. Нам это удалось: сейчас практически в каждом отделе любого центра есть такие специалисты», – продолжает Владимир Лелеков.

Между участниками проектной группы чётко распределён функционал. Так, заместитель начальника отдела АСУ Нижегородского ИВЦ Юрий Степанов отвечает за роботизацию процессов ГВЦ, заместитель начальника отдела АС АиП Челябинского ИВЦ Дмитрий Журавский курирует методологическое и документальное обеспечение, начальник отдела РВП Новосибирского ИВЦ Сергей Пинигин занимается технической частью проекта. Рабочий день каждого длится обычно с 8 до 22 часов. «Удалёнка» в это плане помогает: часть задач можно выполнять из дома, находя время и для отдыха.

Ежедневно идёт обмен информацией с кураторами проекта – заместителями директора ГВЦ Дмитрием Смоляровым и Виктором Поповым. Чтобы все участники и заказчики проекта были информированы о результатах, создан специальный портал роботизации, на котором в режиме онлайн отражаются промежуточные итоги.

Специалисты Нижегородского ИВЦ во главе с Владимиром Лелековым вошли в состав проектной группы не случайно. В сентябре 2019 года по инициативе начальника Горьковской дороги Анатолия Лесуна на полигоне магистрали был организован пилотный проект по применению новой технологии роботизации, в котором приняли активное участие служба корпоративной информатизации ГЖД, Нижегородский ИВЦ, ряд других подразделений. В ИВЦ была сформирована команда энтузиастов, включившаяся в работу над проектом, которую возглавил Владимир Лелеков. Были разработаны первые роботы, приносящие пользу дороге и ИВЦ. В ГВЦ высоко оценили итоги пилотного проекта и потенциал сотрудников Нижегородского ИВЦ. Им предложили взяться за пилотный проект по роботизации ГВЦ, который развился в «фабрику роботизации».

Профессиональную карьеру Владимир Александрович построил в родном городе. В 2001 году он начал трудовой путь в Нижегородском филиале Российского государственного открытого технического университета путей сообщения (РГОТУПС), в 2003-м пришёл в дистанцию связи Горьковской дороги. В 2007-м с отличием окончил заочное отделение РГОТУПСа по специальности «вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

Дальнейшую карьеру он планирует связать с ГВЦ, при этом не ограничиваясь только роботами – в центре много интересных проектов. А в свободное от работы время Владимир Лелеков программирует для себя, для души, осваивает написание мобильных приложений.

Инесса Покровская

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31