19 апреля 2021 14:52

Переработка в фокусе

Андрей Терехин, руководитель управления по взаимодействию с отраслевыми союзами и государственными институтами торгового дома «Черкизово»

Группа «Черкизово» в 2021 году совместно с правительственными органами и профильными отраслевыми союзами намерена работать в направлении увеличения экспорта колбасной продукции в Китай.

Поставки птицеводческой продукции на рынок Китая в 2020 году для Группы «Черкизово», как и для всего российского птицеводства, во многом стали определяющим фактором, обеспечившим значительный прирост экспортных показателей. По итогам 2020 года компания отгрузила на китайский рынок в общей сложности 41,2 тыс. тонн мяса птицы – это почти в три раза больше показателя 2019 года. При этом если в 2019 году компания отправляла на экспорт только мясо кур, то в 2020 году Группа «Черкизово» приступила к поставкам индейки. В 2020 году в дополнение к традиционным позициям китайского импорта – куриным лапкам и целым крыльям – компания вела поставки весьма широкого ассортимента куриной разделки: голень, бедро, окорочок, филе грудки, отдельные сегменты крыла. Компании удалось добиться регулярности поставок мяса птицы в Китай. Бренд компании CHERKIZOVO 77 приобрёл известность и завоевал доверие у китайских потребителей, прежде всего в сегментах мясопереработки и HoReCa.

Налаживание поставок российской птицеводческой продукции в Китай в 2020 году проходило на фоне постоянно ухудшающейся конъюнктуры и негативного влияния пандемии COVID-19 как в отношении мировой торговли мясом птицы в целом, так и ситуации с импортом мяса птицы в Китае. В течение всего 2020 года ситуация на рынке мяса птицы в стране постоянно и при этом весьма динамично менялась. С одной стороны, китайские власти (особенно в конце года) серьёзно ужесточили требования по приёмке импортного продовольствия, осуществляя тотальный лабораторный контроль продукции на предмет обнаружения COVID-19. Потребительский спрос на импортное мясо на фоне общенациональной кампании по борьбе с инфекцией начал сокращаться, а система общественного питания после закрытия в начале года так и не восстановилась в полном объёме. С другой стороны, китайское птицеводство в течение года выросло почти на 12%, а импортные поставки высвободившейся продукции после локдаунов в США, ЕС, латиноамериканских странах только за первые полгода превысили общий объём поставок 2019 года, чему во многом способствовала политика Китая по расширению допуска зарубежной птицеводческой продукции в целях сдерживания роста цен. Цены на мясо птицы в Китае также оказались под серьёзным давлением как результат проводимых регулярно правительством Китая объёмных товарных интервенций мяса свинины из государственного резерва по доступным для населения ценам.

В результате доходность экспортных поставок российского мяса птицы в Китай за 2020 год заметно снизилась, что потребовало от компании, с одной стороны, скорректировать ассортимент, а с другой – оптимизировать затраты на транспортировку. Если в начале года основные поставки в Китай шли морским транспортом через порт Санкт-Петербург, то потом постепенно объёмы были перенаправлены на поставку через Новороссийск, где фрахтовые ставки заметно ниже; также была налажена мультимодальная перевозка по маршруту Селятино (Московская область) – Владивосток по железной дороге и далее морским путём до Китая. Действовавшая система субсидирования экспортной транспортировки по постановлению правительства № 1104 оказала в данном случае существенную поддержку конкурентоспособности продукции на китайском рынке. К сожалению, в 2020 году из-за отсутствия в достаточном количестве необходимого рефрижераторного оборудования так и не заработал железнодорожный маршрут поставки в Китай птицеводческой продукции, который сокращает в несколько раз время доставки и может быть более привлекательным с ценовой точки зрения.

Что же касается ассортимента, то сложившаяся конъюнктура поставила вопрос о необходимости диверсификации продуктового портфеля с фокусом на поставку в Китай нишевых продуктов более высокой степени переработки. Это потребовало от компании повысить категоризацию куриных лапок и проводить сегментацию куриных крыльев. В настоящее время ведётся работа по разработке и выводу на рынок птицеводческой продукции в потребительской упаковке, прорабатывается возможность производства столь экзотических продуктов, как вилочковая кость и скапула, рассматривается возможность открытия рынка для готовой продукции. Поставки в Китай сохранят свою значимость для объёма экспорта «Черкизово» в 2021 году, но условия их реализации усложнятся.

Большие нереализованные возможности по расширению российско-китайской торговли мясом и мясопродуктами сохраняются в сегменте свинины и продуктов её переработки. Поскольку вопрос открытия рынка Китая для российской свинины обсуждается прежде всего через механизм признания китайской стороной регионализации территории РФ по африканской чуме свиней, а вспышки данного заболевания продолжают регистрироваться в различных регионах страны, «Черкизово» в 2021 году не ставит в свои планы начало данных поставок.

Однако в целом компания весьма заинтересована в данном бизнесе и при благоприятном развитии событий могла бы в короткие сроки наладить в Китай отгрузки свиных субпродуктов, свинины в отрубах, а также готовой продукции с использованием свинины, прежде всего колбасных изделий. По оценке компании, именно колбасные изделия в силу высокой степени термообработки имеют более высокие шансы получить доступ на китайский рынок. Группа «Черкизово» совместно с компетентными правительственными органами и профильными отраслевыми союзами намерена работать в данном направлении.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31