19 апреля 2021 15:52

фото: Михаил Шуклин

Инвесторы указали на окружающую среду

Экологическая повестка оказывает влияние на конкурентоспособность компаний на российском рынке труда

На прошлой неделе в Москве завершился Гайдаровский форум, одной из важнейших тем которого стало «озеленение» транспортной отрасли. Участники сессии, посвящённой новым требованиям и возможностям «зелёного» финансирования в России, отметили, что будущее железной дороги невозможно без устойчивого развития в экологической сфере. Именно поэтому холдинг планирует сосредоточиться на расширении пула инвестиционных проектов, направленных на снижение воздействия на окружающую среду.
В России, как и во всём мире, климатическая повестка стала одной из важнейших тем во всех сферах экономики, в том числе и в железнодорожной отрасли. В европейских странах, которые являются важными торговыми партнёрами для России, вводятся нормы внешнего углеродного регулирования, которые в ближайшей перспективе могут сделать российскую продукцию и услуги, которые не соответствуют экологическим нормативам, неконкурентоспособными.

Для того чтобы соответствовать современным реалиям, ОАО «РЖД» собирается сформировать внутри компании полноценную «зелёную» экономику – в холдинге пересмотрели целевые ориентиры в этой сфере на ближайшие 10 лет.

РЖД уже сейчас занимаются раздельным сбором мусора, переводят угольные и дизельные котельные на газ и электричество. Кроме того, несколько тысяч профессиональных экологов проводят измерения и оценку воздействия на окружающую среду от деятельности холдинга. Но компания не планирует останавливаться на достигнутом.
«Первая экологическая стратегия в РЖД принята в 2007 году, в 2015-м подведены итоги. У нас сейчас есть документ, который действует до 2030 года. Но буквально в прошлом году мы переосмыслили и доработали стратегию и в течение года вынесем её на более высокий уровень, для того чтобы принять новый документ, – отметил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. – Мы переходим на электрическую, газовую тягу, прорабатываем водородную тягу. У нас есть накопленный ущерб, с которым мы боремся, к 2030 году ликвидируем полностью весь тот вред, который мы исторически наносили природе. Если выходит новый тип локомотива, значит, он уже должен либо снижать энергопотребление, либо переходить с дизельного топлива на газомоторное или литий-ионные батареи».

Уже сейчас более 85% всех пассажиров и грузов холдинг перевозит на электрической тяге. А доля ОАО «РЖД» в общем объёме парниковых выбросов менее 1%, как и в общих показателях негативного воздействия предприятий России на окружающую среду (выбросы – 0,7%, сбросы сточных вод в водные объекты – 0,05%, образование отходов – 0,02% от общего объёма).

По оценке Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог Россия занимает первое место по энергоэффективности грузовых железнодорожных перевозок, а в пассажирском движении – четвёртое место после Индии, Китая и Японии.

Кроме того, ОАО «РЖД» заняло четвёртое место среди всех российских компаний в рейтинге ESG (Environmental-social-governance, ответственное инвестирование), который составляет агентство RAEX-Europe.

По данным РБК (ссылается на декабрьский обзор Сбера по итогам презентации социальных облигаций РЖД), холдинг планирует ежегодно расходовать на ESG-проекты по 40–50 млрд руб.

Для того чтобы реализовывать все запланированные проекты, РЖД необходимо привлекать инвесторов, которые с каждым годом всё больше внимания уделяют именно «зелёному» финансированию.

На сегодняшний день более 30% денежных средств, которые находятся под управлением инвестиционными фондами, тем или иным образом связаны с финансированием в устойчивое развитие в экологической сфере.
«В 2020 году, в I квартале пандемического года, отток денег из всех фондов измерялся сотнями миллиардов, но в ESG-фонды, «зелёные» фонды устойчивого развития, был прирост. Инвесторы понимают, что именно в это направление нужно вкладывать. При этом под такие проекты выделено столько денег, что это становится даже достаточно дешёвым финансированием», – отмечает старший партнёр McKinsey & Company Ермолай Солженицын.

Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов заметил, что направление инвестиции в экологические транспортные проекты начинает набирать обороты и в России.
«При формировании своего портфеля мы будем особое внимание уделять электрическому транспорту, электрической тяге не только для целей поставок для нужд РЖД, но и для городского транспорта, например в Москве, и там, где электрическая тяга используется для целей экспорта, потому что в наших локомотивах и составах заинтересованы на других рынках», – сказал он.

По словам Игоря Шувалова, все проекты, под которые РЖД выпускают «зелёные» облигации, проходят тщательную проверку по самым высоким стандартам. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы оправдать доверие зарубежных инвесторов.

В середине прошлого года ВЭБ.РФ в сотрудничестве с министерствами, ведомствами, научным, экспертным и бизнес-сообществом разработал первую версию Методических рекомендаций по «зелёному» финансированию, задача которых – привлечь деньги в новые экологически устойчивые проекты и модернизацию существующих производств. В ближайшее время будет представлена вторая версия рекомендаций. После её одобрения кроме существующих инструментов поддержки экологичных проектов планируется добавить меры государственной поддержки, которыми смогут воспользоваться и РЖД.

Экологическая повестка влияет не только на инвестиционную привлекательность компаний, но и на конкурентоспособность той или иной компании на рынке труда – социальную и экологическую ответственность потенциального работодателя учитывают 60% соискателей.
«Мы – крупнейший работодатель в стране, и в последнее время экологическая повестка для наших сотрудников стала очень важна. Наша организация в 2020 году вышла на второе место по интересу для трудоустройства. Этому поспособствовал и ряд современных элементов, таких как цифровизация и экологичность, – сказал Олег Белозёров. – Молодые сотрудники, пришедшие к нам, поддерживают экологическую повестку и не дадут возможность изменить это направление в будущем».

Ксения Потаева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31