19 апреля 2021 14:27

фото: 123RF/Legion-Media

«Укрзализныця» начинает структурную реформу

Государственная компания создаёт отдельные подразделения по видам деятельности

Министерство инфраструктуры Украины утвердило новую организационную структуру АО «Укрзализныця» (УЗ). В государственной компании создаются два новых подразделения – филиал грузовых перевозок «УЗ Карго» и оператор инфраструктуры «УЗ Инфра». Реформа предусматривает организационное и финансовое разделение оператора инфраструктуры и перевозчика внутри акционерного общества.
По мнению министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия, структурная трансформация компании позволит обеспечить прозрачность финансовых потоков внутри компании, повысить качество управления каждым видом деятельности и подготовиться к появлению частных конкурентов на рынке железнодорожных перевозок.

Законопроект о реформе УЗ начал разрабатываться правительством совместно с Верховной радой в 2019 году. После утверждения создания новых филиалов компания «УЗ Инфра» будет отвечать за доступ к инфраструктуре (сеть, электрификация, эксплуатация и капитальные вложения в поддержку), а «УЗ Карго» займётся только грузовыми перевозками, которые на данный момент генерируют основную прибыль компании.

Директор по коммерческой работе и логистике УЗ Иракли Эзугбая сказал, что основной задачей реформирования структуры компании является чёткое выделение ключевых вертикалей бизнеса с необходимыми для бесперебойной работы активами.

«Грузовому перевозчику «УЗ Карго» отойдёт управление центром транспортного сервиса «Лиски», рефрижераторной вагонной компанией и центром транспортной логистики. Другие активы будут отнесены к инфраструктурной вертикали», – сказал Иракли Эзугбая.

«Реформа железнодорожных перевозок – одна из ключевых задач, поставленных в министерстве, – комментирует создание филиалов Владислав Криклий. – Преобразования уже начаты – утверждена новая организационная структура УЗ».

По мнению председателя правления АО «Укрзализныця» Владимира Жмака, разделение УЗ на вертикали является необходимым шагом на пути превращения компании в прибыльный бизнес. «Любой бизнес должен иметь свои расходы и доходы, свой баланс, однако, к сожалению, в «Укрзализныце» нет такого подхода. Сейчас в компании всё смешано, и нельзя сказать, насколько на сегодняшний день рентабелен тот или иной сегмент компании – грузовой, пассажирский или инфраструктурный», – говорит Владимир Жмак.

Сроки выделения пассажирских перевозок в отдельное подразделение УЗ руководство компании пока не комментирует. По мнению заместителя директора Департамента по организации внутренних и международных пассажирских перевозок УЗ Ольги Петрив, если выделят пассажирские перевозки в отдельный филиал, это благоприятно скажется на осуществлении деятельности компании.
«Сегодня этот сегмент является убыточным и получает недостаточно доходов для собственного содержания, – говорит топ-менеджер. – Однако если выделить пассажирские перевозки в качестве отдельной вертикали, то развитие конкретной сферы будет напрямую финансироваться из государственного бюджета. В таком случае если государство проводит тарифную политику, то оно также покрывает дефицит средств. Если этого не происходит, государство предоставляет возможность создать собственное экономически обоснованное тарифообразование.

Например, создание «УЗ Карго» позволит им использовать собственную прибыль на обновление движимого состава, вместо того чтобы покрывать расходы на пассажирские перевозки».

Сергей Волков

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31