15 апреля 2021 19:39

Инновационные технологии внедряются в ОАО «РЖД»

Дмитрий Раенок, директор Тульского ­научно-производственного комплекса Группы ПТК

– Расскажите, пожалуйста, о Тульском научно-производственном комплексе.
– В 2018 году на Петербургском экономическом форуме нами с губернатором Тульской области Алексеем Геннадьевичем Дюминым было подписано соглашение о создании на базе завода «Тулажелдормаш» Научно-производственного комплекса в сфере железнодорожного машиностроения с объёмом инвестиций 2,6 млрд руб. Мы модернизируем производство, создаём «умный» завод.
Сегодня мы объединили уникальные компетенции входящих в его состав предприятий. Это позволяет нам осуществлять выработку комплексных технологических решений, включая разработку, производство, сервисное обслуживание и ремонт путевой техники для строительства и ремонта объектов инфраструктуры, выполнять все виды работ по строительству и текущему содержанию объектов инфраструктуры.

– Как строится ваше сотрудничество с ОАО «РЖД»?
– Очень плотно. ОАО «РЖД» утверждён план внедрения технологий ремонтно-путевых работ, которым определён последовательный переход к новейшим технологиям.
В текущем году была апробирована технология скоростной очистки балласта с применением щебнеочистительного комплекса ЩОМ-2000. Результат – мировой рекорд в скорости, объёме и качестве. Подтверждены не только заявленные технические характеристики машины, но и экономические эффекты от её внедрения. В 2021 году запланировано выполнение по новой технологии более сложного и дающего ещё больший экономический эффект капитального ремонта второго уровня (РС). В технологической цепочке при этом будут задействованы новейшие машины. Эти роботоризированные комплексы позволяют, с одной стороны, повысить производительность труда, с другой – минимизировать влияние человеческого фактора и обеспечить гарантированный уровень безопасности производственного процесса.
Итог выполнения плана – переход к капитальному ремонту высшего уровня. И при этом с использованием машин, входящих в состав Универсального путевого комплекса (УПК), будет достигнута не только максимальная выработка, но и обеспечено заданное качество ремонта с возможностью установления межремонтного срока в 2,5 млрд км пропущенного тоннажа.
Следующим этапом планируется масштабное внедрение и тиражирование инновационных технологий в рамках проекта «Создание новой технологической основы развития путевой инфраструктуры». Реализация проекта заложит основу для коренной модернизации железнодорожной инфраструктуры, обеспечит техническое перевооружение и качественный технологический скачок. По оценкам экспертов, уже на первом этапе обеспечивается рост выработки почти в три раза, что позволит получить экономию эксплуатационных расходов до 8 млрд руб. в год. Дальнейшее тиражирование технологий на сети железных дорог позволит в течение девяти лет полностью окупить вложенные инвестиции.
Решая задачу кардинального повышения выработки ремонта пути, на существующей инфраструктуре будет осуществлена адаптация новейших технических решений для реконструкции и строительства скоростных и высокоскоростных линий. Будут созданы технологии, которые вообще сейчас отсутствуют в нашей стране. Совместно с Департаментом технической политики ОАО «РЖД» АО «Скоростные магистрали» сформулированы предложения по формированию дорожной карты разработки и внедрения технологий реконструкции и строительства скоростных и высокоскоростных линий.

– Возникают ли проблемы при внедрении новых технологий?
– Конечно. И одна из самых серьёзных – значительные расходы на НИОКР. Здесь не обойтись без поддержки государства. В этом нам помогает правительство Тульской области. Проект Тульского НПК вошёл в состав проектов при создании тульского научно-образовательного центра мирового уровня «ТулаТЕХ», реализуемого в рамках Национального проекта «Наука». И не просто вошёл, он является крупнейшим в блоке «Гражданское машиностроение». Итог – наш с ОАО «РЖД» проект оценён по достоинству. 3 декабря распоряжением Правительства Российской Федерации НОЦ «ТулаТЕХ» определён одним из победителей конкурсного отбора для предоставления государственной поддержки научно-образовательным центрам. А ведь сейчас их всего десять на всю страну. Это решение в очередной раз подтверждает, что наш проект соответствует национальным целям развития, определённым президентом Российской Федерации.

– А какое влияние на деятельность завода и НПК оказывает текущая макроэкономическая ситуация?
– Скажу честно, мы испытываем значительные проблемы. На необходимость финансирования научно-исследовательских работ накладывается падение объёмов поставок путевой техники. На 2021 год пока контрактов нет вообще. А ведь уже середина декабря. На повестке дня стоит не только отсутствие базы для развития и создания новых технологий, но и вопрос выживания предприятия.
Сегодня нам нужна поддержка и государства, и ОАО «РЖД». Наиболее интересными и перспективными выглядят долгосрочные договоры. Это могут быть контракты на разработку новейших машин, по которым в случае удовлетворения технических требований заказчика открываются опционы на поставку серийных партий. Мы заинтересованы и в заключении договоров на поставку техники на принципах контракта жизненного цикла, а также в оказании ОАО «РЖД» услуг с использованием наших инновационных машин.
Выстраивание с заказчиком долгосрочных отношений позволит нам обращаться за проектным и целевым финансированием для ведения НИОКР и реализации проекта в системообразующие банки и институты развития, такие как Сбер, ВЭБ.РФ. Сегодня, в условиях ограниченности ресурсов, приоритет должен и будет оказываться наиболее эффективным, с понятными сроками окупаемости инвестиций проектам, направленным на решение конкретных и измеримых задач, отвечающим национальным целям развития.

Беседовал Пётр Иванов
Партнёрский материал

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30