24 ноября 2020 22:57

фото: АО «Восточный Порт»

Эффективные технологии совместной работы портовиков и железнодорожников

Основная задача – это объединение экологии, социальной ответственности и управления

АО «Восточный Порт» сегодня начинает эксплуатацию построенного за средства частного инвестора нового железнодорожного парка станции Находка-Восточная, который позволит заметно увеличить перевалку угля на экспорт в государства Азиатско-Тихоокеанского региона. «Гудок» побеседовал с директором по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ириной Ольховской о перспективах синхронизации работы угольщиков и портовиков с железной дорогой и возможностях восточного направления для экспортных перевозок.
– Ирина Владимировна, инвестиционный проект третьей очереди АО «Восточный Порт» – уникальный пример миллиардных инвестиций не только в развитие собственных портовых мощностей с высокотехнологичной перевалкой угля, но и в железнодорожную инфраструктуру общего пользования, то есть для других компаний. По каким причинам это делается?
– Реализация проекта увеличения специализированных портовых мощностей по перевалке угля третьей очереди АО «Восточный Порт» осуществлялась в том числе на основании выданных Технических условий ОАО «РЖД». Компания взяла на себя ответственность не только по строительству портовой, но и по развитию железнодорожной инфраструктуры конечной точки Транссиба – станции Находка-Восточная ДВЖД. Я имею в виду строительство двух железнодорожных парков: первый – на пять железнодорожных путей, полностью электрифицированный и оснащённый в соответствии со всеми требованиями безопасности, который мы передали на баланс ОАО «РЖД» в 2019 году. Сегодня его используют все компании, работающие на данной станции. И вот теперь построен второй высокотехнологичный электрифицированный парк на 12 путей для приёма составов с углем, который фактически увеличит мощности станции на 18–20 млн тонн.
Благодаря инвестициям АО «Восточный Порт» в железнодорожные парки общая мощность станции Находка-Восточная увеличилась на 25 млн тонн. Это означает, что на последнем звене Восточного полигона РЖД мы выполнили поручение президента по развитию транспортной инфраструктуры – станция и специализированный терминал могут принимать до 55 млн тонн угля в год. Но остаётся проблема профицита портовых мощностей из-за ограничений на сети от Кузбасса до порта, которые не позволяют реализовать данный потенциал. Поэтому синхронизация проектов Восточного полигона РЖД – это основное, что необходимо обеспечить сегодня для того, чтобы работали те немалые инвестиции, которые сделаны в портовые терминалы.

– Что даёт для Дальневосточной железной дороги и ОАО «РЖД» строительство железнодорожной инфраструктуры?
– В целом компания «Восточный Порт» инвестировала в железнодорожное строительство около 5 млрд руб. – это серьёзная цифра. Эти проекты дадут Находке-Восточной технологическую свободу, оптимизируют работу станции и сократят время подачи и уборки подвижного состава. Увеличение мощностей поможет снизить проблему «брошенных» поездов на участках от Уссурийска до Находкинского узла. И это наше большое общее достижение с железнодорожниками. ОАО «РЖД» благодаря новым мощностям сможет увеличить ежесуточную выгрузку на станции Находка-Восточная ещё на 400–500 вагонов (для сравнения: сегодня станция выгружает среднесуточно более 1,7 тыс. вагонов).
Наша очередная задача – обеспечить продвижение к Находкинскому узлу порядка 70 поездов в сутки. Но реализация этого, как и общий эффект от работы новых мощностей припортовой станции, зависит от остальных объектов программы Восточного полигона. Если говорить о развитии ближайших к нам участков, строительство дополнительных обходов на маршруте Уссурийск – Смоляниново – Находка-Восточная позволит увеличить скорость на сети и довести средний вес составов до 7100 тонн – той планки, которую железнодорожники сегодня уверенно берут на других направлениях Дальнего Востока.

– Эпидемия коронавируса в мире не заставила пересмотреть ваши планы по инвестициям и по экспорту?
– Нет. Сегодня в АО «Восточный Порт» самые передовые технологии перевалки угля на морской транспорт. Автоматическая выгрузка вагонов в закрытом здании тандемных вагоноопрокидывателей с системами аспирации и пылеподавления «сухой туман», крытая конвейерная транспортировка и формирование штабелей специализированной техникой – стакерами, реклаймерами, судопогрузочные машины с локальной системой орошения и герметичной погрузкой угля непосредственно в трюм судна. Часть этих технологий уникальна и применяется АО «Восточный Порт» впервые не только на Дальнем Востоке, но и в России. Все процессы оцифрованы и автоматизированы.
Используются наилучшие доступные технологии для защиты экологии. У нас установлены системы обеспыливания в комплексах вагоноопрокидывателей, всесезонные системы аспирации воздуха в закрытых зданиях конвейеров и пересыпных станций. Круглогодично функционируют системы орошения угольного склада. По периметру специализированного терминала установлены 20-метровые ветрозащитные сооружения общей длиной 3 км. Модернизированы оросительные системы на всей специализированной складской технике и реконструированы несколько километров систем водоотведения и водоснабжения на терминалах. Для нашей компании экологическая программа – это приоритетное направление деятельности, которое неразрывно связано с перевалкой российского угля. Сумма инвестиций экологической программы АО «Восточный Порт» составляет почти 6 млрд руб.
Во время пандемии мы провели только дополнительную настройку уже работающих цифровых процессов управления специализированным терминалом, донастроили процессы на терминале с учётом ограничений и безопасности здоровья сотрудников, но не снижали запланированное строительство и темпы выгрузки угля. На данный момент АО «Восточный Порт» – единственный терминал на восточных границах России, который загружает крупнотоннажные суда дедвейтом 180 тыс. тонн. Даже в период наиболее жёстких ограничений мы обеспечивали бесперебойную погрузку морского транспорта. Это и есть конкурентоспособность в регионе. Этому способствует тесный уровень взаимодействия с ОАО «РЖД». Мы благодарны железнодорожникам за то, что в сложный для всех период эпидемии компания нашла возможность отправлять на Дальний Восток больше составов с углем.

– Какие задачи стоят перед компанией сегодня?
– Основная задача – это объединение экологии, социальной ответственности и управления для достижения высоких результатов работы специализированного терминала АО «Восточный Порт». Проект не состоит только из строительства высокотехнологичных мощностей. Инвестиции эффективно работают при выполнении нескольких составляющих. Во-первых, это чёткое взаимодействие со смежниками на железной дороге и объединение усилий для увеличения пропускной способности сети Восточного полигона. Во-вторых, это неукоснительное и безусловное соблюдение всех экологических требований с применением наилучших доступных технологий. В этом плане АО «Восточный Порт» будет только повышать свой технологический уровень.
В-третьих, это социальное и экономическое благополучие региона. АО «Восточный Порт» – одно из крупнейших предприятий Дальнего Востока. Как работодатель, мы несём ответственность за более чем 2300 сотрудников. И как социально ориентированной и ответственной компании в регионе, нам крайне необходимо, чтобы железная дорога увеличила перевозки угля для полной загрузки АО «Восточный Порт». При перевалке на уровне 50–55 млн тонн в год налоговые отчисления АО «Восточный Порт» за пять лет превысят 25 млрд руб. – это значительный вклад в социальное развитие Дальнего Востока.

Беседовал Пётр Каменев
Партнёрский материал

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30