28 ноября 2020 19:31

«Экспресс» приближается к цифровым реалиям

Елена Мартынова, заместитель директора научного центра «Экспресс» АО «ВНИИЖТ»

– Елена Александровна, специалисты завершили разработку первого этапа автоматизированной системы управления (АСУ) «Экспресс» нового поколения. Почему потребовалась модернизация действующей системы?
– За последние годы изменились условия пассажирских перевозок. Меняются тенденции развития пассажирского комплекса, как и правила взаимодействия участников рынка: меняется парадигма их бизнеса. Внешние факторы диктуют новые вызовы железнодорожному транспорту и IT-структуре холдинга «РЖД». Например, в стране реализуется государственная программа по импортозамещению, появились новые программно-технические решения, которые позволяют достаточно просто наращивать мощность и функционал автоматизированных систем.
Учитывая эти факторы, мы понимали, что в перспективе текущая система АСУ «Экспресс-3» в силу исторически сложившихся архитектурных и технических особенностей уже не сможет отвечать этим вызовам. В 2018 году при поддержке департаментов пассажирских перевозок и корпоративной информатизации ОАО «РЖД» было принято решение о создании системы нового поколения и дан старт разработке АСУ нового поколения – «Экспресс» НП. Завершён первый этап разработки.

– Как изменился функционал системы?
– В АСУ «Экспресс» НП применяется принципиально новая программно-техническая архитектура. Поэтому и функционал создаётся заново. В первую очередь было принято решение о реализации новых подходов в аналитическом и финансовом комплексах системы. В ходе проектирования мы выделили всех основных участников рынка: владельцев инфраструктуры, перевозчиков и агентов по продаже билетов и услуг. У каждого из них самостоятельный вид бизнеса. Но цель у всех одна – повышение доходности. А вот пути достижения этой цели разные. Аналитические и финансовые продукты новой системы должны быть адаптированы под каждого участника и его особенности. В АСУ «Экспресс-3» все продукты в основном ориентированы только на перевозчиков.
Кроме того, в системе нового поколения мы рассматриваем бизнес-процесс каждого из участников транспортного рынка под углом цикла принятия решений для управления качеством PDCA – модели непрерывного улучшения процессов – и разрабатываем единый механизм для его реализации. Таким образом, каждый из участников рынка получает инструмент для управления своим бизнесом практически от А до Я.

– В какие сроки будет внедряться новая система в ОАО «РЖД»?
– Поэтапное внедрение АСУ «Экспресс» НП уже идёт. Из более чем 20 заложенных функциональных модулей в разработке начиная с 2018 года уже 15. Самым сложным моментом является бесшовный переход с одной системы на другую, так как АСУ «Экспресс-3» нельзя остановить. Поэтому применяется модульный принцип, который помогает создавать отдельно взятые функциональности в АСУ «Экспресс» НП с последующим их выводом из АСУ «Экспресс-3». В переходный период две системы будут синхронизированы и работать одновременно. Ориентировочный срок разработки системы нового поколения – 2025 год. В ближайшие два года все каналы обслуживания пассажиров переключат на работу с АСУ «Экспресс» НП.
С 2023 года будет осуществляться поэтапный вывод из эксплуатации АСУ «Экспресс-3»: планируется вывод аналитической базы данных АСУ «Экспресс-3», в 2025 году – комплекса обработки заказов реального времени «Экспресс-3». А с 2026 года АСУ «Экспресс» НП будет работать самостоятельно.

– Что получат пользователи системы и пассажиры?
– Некоторые подразделения холдинга уже пользуются продуктами АСУ «Экспресс» НП. Для более качественной интеграции пользователей с системой проводим семинары, точечные совещания с отдельными группами пользователей, готовим обзоры по новой системе, разрабатываем инструкции. В общем стараемся сделать всё возможное, чтобы переход на работу с новой системой был для пользователей как можно менее ресурсозатратным с точки зрения времени.
Что касается пассажиров, то переход на работу с новой системой будет выражен в улучшении качества обслуживания и новых возможностях. Так, в АСУ «Экспресс» НП будет развиваться функционал персональных предложений, то есть в системе появится возможность предоставлять релевантные скидочные предложения не только клиентской группе, как это есть сейчас, но и каждому пассажиру персонально.

Беседовал Дмитрий Попов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30