03 марта 2021 06:14

фото: Александр Колбасов / ТАСС

Спрос на уголь сохранится

До массовой замены коксующегося угля водородом ещё очень далеко в связи с отсутствием экономически обоснованных альтернативных технологий восстановления железа.
Сергей Фролов, вице-президент Промышленно-металлургического холдинга по стратегии и коммуникациям
– Применение водорода для сокращения выбросов углекислого газа в металлургическом производстве, безусловно, перспективная идея. Эксперименты, проведённые рядом европейских производителей, доказывают её состоятельность. Однако пока существует множество нерешённых проблем – это, например, необходимость использования ископаемого топлива для производства самого водорода и дороговизна его производства.

Одно из перспективных направлений для решения таких проблем – это атомно-водородная металлургия на основе высокотемпературных ядерных реакторов четвёртого поколения, которые могут обеспечить производство водорода с более низкой себестоимостью, чем другие существующие на сегодняшний день технологии. Однако до промышленного тиражирования этой технологии и введения в строй первых серийных высокотемпературных ядерных реакторов ещё далеко – как минимум пара десятилетий.

Первый пилотный проект с двумя гелиевыми высокотемпературными реакторами на 100 МВт был реализован в Китае. Сейчас готовится технико-экономическое обоснование следующего проекта демонстрационного производства с шестью реакторами по 250 МВт каждый и возможностью использования водорода на близлежащем металлургическом заводе. Подобные установки предполагается также использовать для замены традиционной угольной энергогенерации в Китае, постепенно отказываясь от потребления энергетического угля.

Есть и технологические трудности водородной металлургии: для выпуска прямовосстановленного железа нужна качественная руда с низким содержанием вредных примесей либо технологии, которые позволят избавиться от них вне реакторов прямого восстановления. Количество руды в таких месторождениях ежегодно сокращается, что не позволяет говорить о водородной металлургии как о революционной технологии. До массовой замены водородом коксующегося угля ещё очень далеко, поэтому реальной угрозы для российских компаний, добывающих коксующийся уголь, сейчас нет.

Таким образом, в обозримой перспективе потребление коксующегося угля в мире будет сохраняться на относительно высоком уровне ввиду отсутствия экономически обоснованных альтернативных технологий восстановления железа.

И в этом случае лучшей поддержкой угольной отрасли со стороны ОАО «Российские железные дороги», для которого уголь является наиболее массовым грузом, является интенсивное развитие железнодорожной инфраструктуры, а также отсутствие простоев и перебоев в работе железной дороги. Другой поддержки производителям угля со стороны перевозчика, на наш взгляд, не требуется.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30