03 марта 2021 05:50

Вопрос дня

Интересно вам введение такой услуги, как кредитование перевозки грузов?

Станислав Станкевич, исполнительный директор ООО «Транс Синергия»:
– ОАО «РЖД» работает с операторами. Они, в свою очередь, сотрудничают с клиентами. И кредитовать первых, наверное, особой целесообразности нет. Отвлечение финансовых ресурсов на кредитование грузоотправителей, считаю, было бы неправильным. Установление каких-то критериев, согласно которым будет одобрено кредитование, например, по классу груза, объёмам перевозки, только создаст лишние проблемы. Это может привести ко всякого рода злоупотреблениям – очень сложно будет выбрать, кому предоставлять кредит, а кому отказывать. Для клиента услуга кредитования является необходимой, а переложить это на перевозчика было бы неправильно.
Ещё лет 20 назад ОАО «РЖД» работало с разными операторами на условиях отсрочки платежа. Сегодня эта практика также существует, когда через гарантию банка оператор может получить отсрочку в течение календарного месяца до 25-го числа. То есть те компании, которым это необходимо, пользуются такой услугой.

Ильдус Халиков, генеральный директор АО «Агентство рефперевозок»:
– Наша компания зачастую кредитует заказчиков. Есть корпоративные клиенты, у которых договор на перевозку стабилен от 45–60 дней. Мы им предоставляем отсрочку по оплате наших услуг. Просрочек по платежам пока не было, мы пытаемся контролировать этот процесс. Например, если клиент везёт один вагон, то третий вагон выступает в качестве некой страховки. Такие услуги мы предоставляем нашим постоянным клиентам, у которых есть потоки и они могут выступать в качестве гарантии возврата средств. Но во время предоставления отсрочки возникает кассовый разрыв для нашей компании, поскольку за услугу железнодорожных отправок мы вносим предоплату. Так что этот разрыв целесообразно гасить кредитом, полученным с третьей стороны, то есть банком. Поэтому было бы интересно, если бы мы на рынке могли привлекать денежные средства в виде кредитов и займов для оплаты железнодорожных тарифов.

Владимир Прокофьев, советник генерального директора «БалтТрансСервис»:
– Операторы в основном берут кредит на покупку подвижного состава или на текущую деятельность в случае нехватки оборотных средств. Причины могут быть разные – сезонный провал или падение объёмов грузов. Тут приходится прибегать к кредитам, но на внутренние затраты. Взятие займа на перевозку я себе слабо представляю. Однажды был в нашей компании случай: у одного нефтяного предприятия, нашего клиента, были большие трудности с оплатой. Вопрос поставили ребром: наша компания берёт кредит для оплаты их перевозок, но проценты берём с них. Нефтяники согласились, и мы на таких условиях везли их груз. Но это частный случай, это были наши постоянные клиенты, и в такой ситуации была обоюдная заинтересованность в решении проблемного вопроса. Во введении такой постоянной услуги как стандартной нет необходимости. Тем более в условиях кризиса нестабильная ситуация со спросом и падение производства создают достаточно высокие риски неспособности погасить кредит.

Андрей Кравец, заместитель генерального директора Первой грузовой компании (ПАО «ПГК») по коммерции:
– Мы предоставляем клиентам отсрочку платежа. По сути, это возможность установить индивидуальные сроки расчётов в зависимости от характера бизнеса партнёра. Эту услугу наши клиенты получают как бонус, зафиксировав условие в договоре. Если договором отсрочка не предусматривалась, возможно подписать дополнительное соглашение. Такой вариант сотрудничества всегда рассматривается индивидуально и во многом зависит от репутации и опыта совместной работы.
Очевидные плюсы такой услуги для операторов – привлечение дополнительных клиентов, повышение объёмов перевозки и ускорение оборота вагонов. Для грузовладельцев – возможность увеличить грузопоток. Многие клиенты отправляют груз покупателю за свой счёт, потому что получают оплату за свой товар только тогда, когда груз принимает грузополучатель, и расходы на перевозку им удаётся компенсировать только после доставки. Отсрочка даёт грузоотправителям возможность увеличивать объёмы продаж и развивать свой бизнес. Что касается минусов, то для наших партнёров их нет, для ПГК риски связаны с неуплатой и издержками по контролю за возвратом средств.
В настоящее время мы реализуем пилот по стандартизации и упрощению предоставления отсрочки платежей клиентам. В рамках этого проекта – сокращение сроков рассмотрения заявки на отсрочку до 2–3 дней по системе экспресс-скоринга, а также отсутствие требования дополнительных документов в виде разнообразной отчётности компании, банковских гарантий и другого обеспечения. Пилот завершится ближе к концу ноября, но уже сегодня мы видим, что услуга востребована клиентами и открывает новые перспективы сотрудничества.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30