28 ноября 2020 11:03

Искусственный интеллект помогает машинисту

Юрий Минкин, руководитель Департамента разработки беспилотных транспортных средств компании Cognitive Pilot (входит в Группу Cognitive Technologies)

Мы вместе с ОАО «РЖД» почти два года реализуем пилотный проект по созданию интеллектуальной системы помощника машиниста Cognitive Rail Pilot на 10 маневровых локомотивах станций Лоста Северной дороги и Дёма Куйбышевской дороги. Сейчас идут приёмочные испытания системы.

Система Cognitive Rail Pilot создана на базе технологий искусственного интеллекта и предназначена для того, чтобы помочь машинисту избежать опасных ошибок при управлении локомотивом, способных привести к авариям, повысить эффективность управления движением.

Система обнаруживает препятствия на пути движения, включая запрещающий сигнал светофора, положение стрелки и тупиковую призму, человека и другие объекты на пути движения, автоматически определяет и передаёт на центральный сервер системы место нахождения локомотива с точностью до 30 см. При отсутствии сети информация накапливается и передаётся в момент возобновления доступности. Когда Cognitive Rail Pilot видит препятствие или запрещающий сигнал, она предупреждает машиниста, если он не реагирует, – останавливает локомотив сама. Если ситуация экстренная – препятствие возникло неожиданно и в критической близости, – тормозит, не предупреждая машиниста.

Её основой является комплекс машинного зрения, включающий блок видеокамер с электронной системой контроля и поддержания необходимого температурного режима внутри коробки блока, трёхосевой системой гашения вибраций, а также специализированный радар 24 ГГц и миллиметрового диапазона высокого разрешения. Комплекс мы делаем на нашей робофабрике в Томске.

Камеры и радар друг друга дополняют. Есть условия, при которых камеры плохо работают, например крайне низкая освещённость или ослепление ярким солнцем. В этих случаях железнодорожную сцену хорошо видит радар. В совокупности они дают очень эффективный комплекс машинного зрения, который обеспечивает качество детекции объектов и безопасность во всех погодных условиях. Сейчас в соответствии с техзаданием система видит светофоры на расстоянии до 200 м. В дальнейшем хотим предложить такую систему и для магистральных локомотивов, и там уже дальность машинного зрения Cognitive Rail Pilot будет существенно больше.

В декабре мы намерены получить сертификат, дающий возможность производства и установки ограниченного тиража наших умных систем по стране. Со следующего года уже можем начать выпускать небольшие серийные партии Cognitve Rail Pilot.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30