01 декабря 2020 17:40

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Год новаций и экономии

На дороге реализовано 116 проектов, сбережено 149 млн 83 тыс. руб.

В октябре завершился очередной год «Бережливого производства» на сети РЖД. На Московской дороге он прошёл с перевыполнением общих планов.
Как рассказали «Гудку» в службе технической политики Московской дороги, в текущем году план ОАО «РЖД» по экономии затрат от реализации проектов бережливого производства на 2020 год составил 128 млн 770 тыс. руб. В конце сентября проектным офисом Московской дороги рассмотрены итоги годового периода о подтверждении достигнутого экономического эффекта от реализации проектов бережливого производства. По итогам реализации проектов бережливого производства экономия затрат составила 149 млн 83 тыс. руб., что превысило плановое задание ОАО «РЖД» на 15,8% и на 13,6% – выполнение плана прошлого года в 132 млн руб. Всего на дороге реализовано 116 проектов бережливого производства.

Только по итогам работы в III квартале 2020 года на полигоне дороги реализовано 53 функциональных проекта бережливого производства и один мультифункциональный проект, подтверждён оценённый экономический эффект на общую сумму 59 млн 845 тыс. руб.


Путейцы впереди

Активность в достижении целевых параметров бережливого производства проявили в большинстве дирекций. В службе пути Московской дирекции инфраструктуры экономия по итогам года бережливого производства составила 35,4 млн руб. Особенно результативной была работа предприятий службы в III квартале 2020 года, общая экономия по итогам которого составила 29,2 млн руб. Столь значительный эффект достигнут за счёт внедрения на 18 дистанциях пути тиражируемой технологии продления срока службы крестовин путём применения шлифовки или проточки усовиков. Ещё на двух предприятиях службы внедрена тиражируемая технология сохранения в пути крестовин проекта 2750.

Для продления срока службы крестовин работники дистанций пути взяли на вооружение шлифовальные круги. Под механическим воздействием колёс подвижного состава в рельсовых стыках и крестовинах, в месте переката колеса с рельсовой части усовика на литую может образовываться наплыв металла. Из-за несовершенства конструкции и недостаточной прочности металла в усовике крестовины отмечалось развитие характерного дефекта. При движении поездов металл как бы сплывает с литой части на рельсовую и наоборот. В дальнейшем при взаимном перемещении этих частей относительно друг друга под давлением колёс подвижного состава деформированный металл отслаивался и усовик выкрашивался, крестовине требовалась замена. Разработанная и тиражируемая теперь технология продления срока службы крестовин путём применения шлифовки или проточки усовиков предполагает механическую обработку аккумуляторной углошлифовальной машиной мест переката колеса с рельсовой части усовика на литую, уничтожая дефект и продлевая срок службы крестовины. Технология сохранения в пути крестовин проекта 2750 предполагает переукладку старых крестовин стрелочных переводов с правого бокового направления на левое и наоборот.


Предприятие бережливой производственной системы и эстетики

В Московской дирекции тяги добились экономии в 24 млн руб.

В Московской дирекции управления движением общая экономия составила 22 млн руб. Одним из функциональных проектов, получивших своё завершение в нынешнем годовом периоде, является проект Смоленского центра организации работы железнодорожных станций «Технология по ведению коммерческой отчётности при грузовых перевозках ОАО «РЖД» на малодеятельных станциях Смоленского региона, на которых отсутствуют работники грузового хозяйства». Он позволил добиться экономического эффекта в 809,2 тыс. руб. за счёт создания опорной станции Красный Бор по ведению коммерческой отчётности при грузовых перевозках и перераспределения должностных обязанностей приёмосдатчиков груза и багажа станций Милохово и Тычинино.

На малодеятельных станциях Смоленского центра организации работы железнодорожных станций возможны риски несвоевременного оформления коммерческой отчётности, превышения норм простоя местного вагона на ответственности ОАО «РЖД», несвоевременной подачи-уборки вагонов на грузовые фронты из-за отсутствия в штате приёмосдатчиков груза и багажа на каждой станции.

Чтобы ликвидировать проблему, смоленские движенцы выбрали 15 станций (Рудня, Голынки, Гусино, Гнёздово, Красный Бор, Валутино, Тычинино, Новосмоленская, Рябцево, Пересна, Починок, Ельня, Кардымово, Ярцево и Милохово) для оформления первичной документации и перевозочных документов единому приёмосдатчику, работающему в круглосуточном режиме на опорной станции Красный Бор. До изменения технологии работы штатное расписание предусматривало наличие приёмосдатчиков только на станциях Красный Бор, Милохово и Тычинино. Внедрение проекта бережливого производства и пересмотр технологии позволили организовать работу приёмосдатчиков в круглосуточном режиме на опорной станции Красный Бор и повысить производительность труда за счёт увеличения загрузки и высвобождения штатной численности.

В нынешнем году станция Красный Бор стала обладателем почётного звания «Предприятие бережливой производственной системы и эстетики», получив специальный диплом.


Собственное производство выгоднее

Московская дирекция скоростного сообщения добилась экономии в 8,1 млн руб. за счёт проектов «Организация пункта оборота на станции Орёл», «Организация оклейки защитными плёнками и восстановление покрытия фальшбортов электропоездов», «Оптимизация затрат на внутреннюю уборку салонов поездов».

Экономия, полученная от проектов Московской дирекции моторвагонного подвижного состава, составила 5 млн руб. Интересный проект реализовали специалисты моторвагонного депо Александров. Они разработали и внедрили технологию изготовления дугогасительных камер контакторов 1КП.006 из собственных комплектующих, организовав производство в депо. Годовой экономический эффект от этого проекта бережливого производства составил 4 млн 88 тыс. руб. При организации в депо участка капитального ремонта электроаппаратов часть деталей для дугогасительной камеры контактора 1КП.006, применяемого в силовых цепях тяговых двигателей электропоездов, приобреталась в компании ООО «Гравитон». Однако по причине возникновения трудностей у компании-поставщика, связанных с логистикой, эти материалы в необходимый срок и в полном объёме получены не были. В связи с этим руководство предприятия приняло решение организовать собственный участок изготовления и сборки основных деталей дугогасительной камеры. Причём моторвагонники поставили перед собой задачу не просто заместить поставки комплектующих собственным производством, но и сделать это так, чтобы произведённые в депо детали обошлись дешевле привозных. Задачу решили успешно.

Много проектов реализовано в службе автоматики и телемеханики Московской дирекции инфраструктуры. Общая экономия от их реализации составила 7,7 млн руб. Среди интересных новаций можно отметить проект Люблинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки «Изготовление соединителей штепсельного типа ЭМС-95 1500», созданный с целью сокращения расходов на закупку новых соединителей ЭМС-95 1500 за счёт их изготовления из материалов повторного использования в мастерской дистанции. В 2020 году в дистанции требуется заменить 150 соединителей ЭМС-95 1500 на станциях Москва-Пассажирская-Курская, Серпухов, Коломенское, Люблино-Южное, Авиационная. Стоимость одного нового соединителя составляет 1371,04 руб. Затраты на их покупку должны были составить в этом году 205 656 руб. В дистанции нашли возможность производить эти соединители самостоятельно. При этом затраты на изготовление одного соединителя ЭМС-95 1500 в мастерской составили 144,5 руб. Соответственно, 150 соединителей обходятся в 21 675 руб. Низкий уровень затрат обусловлен прежде всего низкой ценой используемых комплектующих. В качестве сырья для самостоятельного производства соединителей штепсельного типа ЭМС-95 1500 в дистанции используют годные для дальнейшего применения остатки других соединителей.

В Рязань-Узловой дистанции сигнализации, централизации и блокировки реализован проект бережливого производства «Изготовление защитных кожухов для штепсельных колодок трансмиттеров КПТШ», значительно сокращающий затраты на покупку новых защитных кожухов. При эксплуатации трансмиттеров КПТШ без защитных кожухов возрастает вероятность отказов. Крышки для защиты кожухов штепсельной колодки КПТШ выпускает и продаёт ООО «Электротехнический завод «ГЭКСАР» по цене 2 тыс. 160 руб. за единицу (без НДС). Специалисты дистанции оценили состав и характеристики кожухов и решили, что такую деталь, надёжно защищающую контакты, может сделать работник ремонтно-технологического участка из пластикового кабель-канала. При этом стоимость одного защитного кожуха штепсельной колодки КПТШ собственного производства составила 37,34 руб.


Арьергард

При этом в службе технической политики Московской дороги сообщили, что по итогам года бережливого производства остались подразделения, не выполнившие плановых показателей.

Так, выполнение плана в службе вагонного хозяйства Московской дирекции инфраструктуры составило 78,6%, хотя отличные проекты с хорошей экономией были. В частности, в эксплуатационном вагонном депо Брянск добились значительной экономии средств за счёт изменения технологии использования носимых радиостанций на производственных участках. Проект предполагает отказ от персональной привязки оборудования и переход на посменное использование общего парка радиостанций. Это даёт возможность иметь столько радиостанций, сколько нужно для работы одной смены осмотрщиков-ремонтников вагонов, включая необходимый резерв. Таким образом сократится число радиостанций на балансе предприятия, снизится объём закупки новой техники для замены отслужившего свой срок оборудования. По подсчётам специалистов, после внедрения проекта депо потребуется ежегодно закупать 28 вместо 101 радиостанции Motorolla GP-340. В результате ежегодная экономия составит 2 млн 919 тыс. 999 руб.

В III квартале 2020 года в эксплуатационном вагонном депо Тула реализовали проект «Сокращение потерь при изменении технологии ремонта вагонов хоппер-дозаторов за счёт изготовления золотника трёхходовых кранов, подлежащих замене» с годовой экономией 1 млн 284 тыс. руб. В эксплуатационном вагонном депо Бирюлёво реализовали проект «Сокращение потерь при изменении технологии ремонта вагонов хоппер-дозаторов за счёт изготовления золотника трёхходовых кранов, подлежащих замене» с экономией в 1 млн 65 тыс. руб. в год.

В Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов годовой план выполнен на 70,8%, в Московской дирекции по энергообеспечению – на 60,1%. Стоит отметить, что и в этом подразделении были хорошие проекты. В частности, проект бережливого производства Ожерельевской дистанции электроснабжения «Замена светильников наружного освещения тяговой подстанции Узуново», в разы сокративший потребление электроэнергии на освещение территории предприятия. На подстанции наблюдалось ежегодное превышение лимита потребления электрической энергии на собственные нужды. Основной причиной этого был повышенный расход электроэнергии на освещение территории предприятия, осуществляемое с помощью 20 мачтовых светильников, оборудованных лампами типа ДРЛ-1000 (дуговая ртутная лампа). Заменив их на пять светильников LEO, получили годовую экономию на платежах за электроэнергию в 244 тыс. 85 руб. А учитывая, что срок работы LEO более 10 лет, можно говорить о суммируемом накапливаемом в следующие годы эффекте в миллионы рублей.

В службе технической политики Московской дороги выразили надежду на то, что в новом году не выполнившие план подразделения исправят ситуацию. Ведь проекты бережливого производства дают не только экономию затрат, но и во многих случаях ведут к оптимизации деятельности, улучшают перевозочный процесс.

Александр Зубов


Справка «Гудка»
Выполнение плана ОАО «РЖД» в Московской дирекции управления движением составило 349,6%, Московской дирекции тепловодоснабжения – 162,4%, Московской дирекции тяги – 116,4%, Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом – 114,4%, Московской дирекции моторвагонного подвижного состава – 111,5%, Московской дирекции связи – 109,1%, Московской дирекции снабжения – 105,6%, Московском центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры – 102,5%, службе пути Московской дирекции инфраструктуры – 102,4%, Московской дирекции пассажирских обустройств – 102,3%, Московском информационно-вычислительном центре – 102%, службе автоматики и телемеханики Московской дирекции инфраструктуры – 101,4%, Московской дирекции скоростного сообщения – 101,3%, Московской дирекции по ремонту пути – 100,7%, Московской дирекции по эксплуатации путевых машин – 100,1%.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31