24 ноября 2020 20:07

фото: Архив моторвагонного депо Брянск-1

Сокращено время манёвров

Рациональный подход экономит ресурсы

На Московской дороге по программе «Бережливое производство» реализован мультифункциональный проект «Оптимизация объёма маневровых передвижений моторвагонного подвижного состава по станции Льгов-Киевский». Экономический эффект от его внедрения составил около 43 тыс. руб. в год, не потребовав при этом затрат. Проект был разработан и реализован совместными усилиями рабочих групп станции Льгов-Киевский и моторвагонного депо Брянск-1.
На станции Льгов-Киевский традиционно проводится техническое обслуживание в объёме ТО-2 моторвагонного подвижного состава Брянского депо. Так как продолжительность межремонтного пробега по ТО-2 для рельсовых автобусов серии РА1 составляет пять суток, то необходимость в техническом обслуживании имеется не у всего подвижного состава, прибывающего на станцию. Между тем до недавнего времени рельсовые автобусы – как нуждающиеся в обслуживании, так и не нуждающиеся – отстаивались на 18 и 20 тупиковых путях станции Льгов-Киевский, где и проводилось ТО-2.
«Суммарный пробег моторвагонного подвижного состава от участка производства ТО-2 до места посадки пассажиров составляет 3 км, – рассказал начальник производственно-технического отдела моторвагонного депо Брянск-1 Владимир Тамулевич. – Довольно большое расстояние, на которое тратится лишнее топливо. Мы решили посмотреть, есть ли возможность отстоя рельсовых автобусов, не нуждающихся в техническом обслуживании, ближе».

После обсуждения с коллегами-станционниками имеющейся проблемы была найдена техническая возможность отстаивать подвижной состав под поезда № 6372 сообщением Льгов – Комаричи и № 6402 сообщением Льгов – Курск на третьем пути станции. Возможность пропуска поездов по этому пути, а также необходимость проведения плановых видов технического обслуживания подвижного состава позволяла делать это три раза в неделю.
«При этом время на производство маневровых передвижений при выезде под посадку пассажиров сократилось на 24 минуты, – пояснил заместитель начальника моторвагонного депо Брянск-1 Дмитрий Савельев. – Ранее, при отстое на 18-м или 20-м пути, это время уходило на полное опробование тормозов с одной кабины управления, сокращённое опробование тормозов с другой кабины, запрос у дежурного по станции на выезд за сигналы станции. Далее шли маневровые передвижения – выезд за сигнал, затем смена кабин управления, производство сокращённого опробования тормозов, снова запрос у дежурного по станции и выезд под посадку. Сокращение всех этих действий дало соответственно и сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов на маневровые передвижения моторвагонного подвижного состава».

Кроме того, в выигрыше оказались и работники станции, так как у дежурного теперь отпала необходимость отвлекаться на проведение излишних маневровых передвижений.

Что касается экономии топливных ресурсов, то сейчас вместо 3 км суммарный пробег рельсового автобуса с места отстоя под посадку пассажиров составляет всего 300 м. Меньше расстояние – меньше расход топлива. Раньше на подачу под посадку уходило до 7 кг дизельного топлива, а сегодня 1,3 кг.
«При использовании рельсовых автобусов серии РА1 в маневровых перемещениях за год экономия дизельного топлива составит около 900 кг, – говорит Владимир Тамулевич. – Это порядка 160 постановок рельсовых автобусов серии РА1 на третий путь станции Льгов-Киевский. При цене одного килограмма дизеля 47,97 руб. экономия финансовых ресурсов на приобретение дизельного топлива от оптимизации маневровых перемещений по станции Льгов-Киевский за год составляет почти 43 тыс. руб.».

Авторы проекта особо отмечают, что дополнительных расходов ни моторвагонное депо Брянск-1, ни Орловско-Курский центр организации работы железнодорожных станций, куда входит станция Льгов-Киевский, не несут. В мультифункциональном проекте, реализованном ими, используются исключительно внутренние резервы без привлечения дополнительных инвестиций. Внедрение инструментов системы бережливого производства позволяет улучшить производительность труда и исключить непроизводственные потери только за счёт рационального подхода к своей работе и постоянного анализа узких мест.

Стоит отметить, что коллективы станции и депо активно реализуют бережливые проекты. Так, по итогам II квартала 2020 года узловая рабочая группа станции Льгов стала лидером общесетевого соревнования в категории «Участковая». Среди критериев, по которым определяется победитель в категории «Участковая», – простой транзитного вагона с переработкой и без переработки, снижение отказов технических средств и технологических нарушений, а также такие показатели эффективности, как разработка предложений по совершенствованию технологических процессов и эффект от внедрения проектов бережливого производства.

По таким эксплуатационным показателям, как простой транзитного вагона с переработкой и без переработки, станция Льгов набрала максимальные 11 баллов. Что касается проектов «Бережливое производство», то ещё в начале года коллектив предприятия разработал график внедрения предложений в рамках программы «Бережливое производство» и чётко определил, что каждый участник узловой рабочей группы должен обеспечить внедрение не менее одного проекта в квартал. График этот неизменно соблюдается.

В моторвагонном депо Брянск-1 также активно внедряют бережливые проекты.

Среди разработок – проект по созданию рабочего места слесаря на участке по ремонту тележек электропоездов в соответствии с требованиями идеологии бережливого производства, который уже завершён. Реализация принципов «системы 5С» – сортировки, содержания в чистоте, стандартизации, соблюдения порядка и стремления к постоянному совершенствованию – позволила сэкономить рабочее время ремонтного персонала за счёт исключения непроизводственных потерь, связанных с нерациональным перемещением. Сокращение времени на поиск требуемых запасных частей, материалов, инструментов достигнуто за счёт рационального размещения предметов непосредственно в рабочей зоне.

Кроме того, два года назад сотрудники депо разработали проект по ремонту винтовых компрессоров типа АКВ-0,65. Эта модель компрессорной установки – самый важный и ответственный узел в схеме воздухоснабжения электропоездов постоянного тока. От исправной работы пневматической системы подвижного состава зависит безопасность движения. Работники моторвагонного депо Брянск-1 предложили производить капитальный ремонт установки собственными силами за счёт переналадки оборудования в цехе по ремонту дизелей и гидропередач. Получив опытную неисправную компрессорную установку, специалисты отремонтировали винтовой блок, приводной электродвигатель, отрегулировали систему автоматического запуска и остановки, после чего были проведены тестовые испытания. Результаты превзошли ожидания. Отремонтированная компрессорная установка в процессе обкаточных испытаний выполнила установленный технический норматив по объёмной производительности сжатого воздуха. Реализация идеи позволяет отказаться от дорогостоящей закупки компрессорных установок (стоимость каждой превышает 300 тыс. руб.).

Игорь Евдокимов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30