27 ноября 2020 20:49

С постамента на рельсы

В минувшую пятницу на Кругобайкальской железной дороге прошла обкаточная проверка паровоза серии П36, который более 30 лет простоял на постаменте на станции Иркутск-Сортировочный и был капитально отремонтирован. Испытание показало, что бывший памятник вполне готов к перевозкам туристов по КБЖД.
«Генерал» – так машины этой серии называют за похожие на лампасы длинные полосы по бортам локомотива. К перрону вокзала Слюдянка возвращённый к жизни локомотив подкатил воистину по-генеральски, бакенбардами распустив пары и приветствуя жителей города на берегу Байкала басовитым гудком.

Первый после длительной стоянки рейс был не очень продолжительным: 42 км от Слюдянки до остановочного пункта Шарыжалгай и обратно. Раритетом управлял машинист эксплуатационного локомотивного депо Слюдянка Сергей Козлов. «Машина старенькая, но очень хорошая, идёт мягко, плавно», – поделился он впечатлением от поездки.
«Мягкость хода обеспечивается за счёт использования роликовых подшипников на всех осях локомотива и тендера», – уточнил участвовавший в поездке машинист-инструктор Денис Гульков.

В своё время П36 был одним из самых совершенных отечественных паровозов. Его конструкционная скорость составляла 125 км/ч, мощность – 3077 лошадиных сил, при этом КПД достигал рекордных для этого типа машин 9%. Локомотив с бортовым номером 107 был построен в 1955 году на Коломенском заводе. На Восточно-Сибирскую магистраль он прибыл в 1958-м, где получил приписку сначала к депо Нижнеудинск, а затем Улан-Удэ. На ВСЖД он водил пассажирские поезда от Слюдянки до Петровского Завода, а на южном направлении работал по маршруту Улан-Удэ – Наушки.

В сентябре 1983 года «генерала» списали, а спустя три года в честь 300-летия Иркутска паровоз был установлен как памятник у депо Иркутск-Сортировочный. Как тогда полагали – на вечную стоянку.
«В апреле 2018 года на совещании по организации туристических поездов, которое проводил начальник ВСЖД Василий Фролов, родилась мысль использовать для пассажирских перевозок по Кругобайкальской железной дороге не только паровозы серии Л, но и такие раритетные машины, как П36, – рассказал и.о. начальника эксплуатационного локомотивного депо Слюдянка Роман Виноградов. – Поскольку на тот момент в Восточно-Сибирской дирекции тяги не было действующих локомотивов этой серии, было решено снять П36 с постамента, поставить на баланс и включить в программу капитального ремонта».

Восстановлением «генерала» занимались специалисты депо Троицк на ЮУЖД. Они полностью заменили обшивку котла и будки машиниста, дымогарные, жаровые, циркуляционные и питательные трубы, восстановили тендер, перетянули обветшавшую электропроводку, удалили до металла старую краску и покрасили заново.
«Насколько мне известно, сейчас на сети дорог в работоспособном состоянии есть девять паровозов серии П36, – говорит Роман Виноградов. – Мы гордимся тем, что наш паровоз стал десятым действующим «генералом».

Сергей Кулыгин
Иркутск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30