18 января 2022 17:27

Перевозчик как пример

В минувший четверг на площадке Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520» состоялась панельная дискуссия «Finance as a Masterpiece. «Зелёные» финансы и устойчивое развитие». Участники диалога отметили растущий спрос на «зелёные» облигации, но пришли к выводу, что для дальнейшего развития сегмента необходимо разработать чёткие критерии оценки экологичных проектов, а также помочь небольшим компаниям последовать примеру ОАО «РЖД» и выйти на рынок «зелёного» финансирования.
Открывая дискуссию, генеральный директор АО «ИК «РЖД-Инвест» Иван Григорович отметил, что за последние два с половиной года интерес крупных компаний к облигационным займам растёт, при этом доля «зелёных» бондов всё более заметна. «По нашему мнению, этот тренд будет только усиливаться, но при этом есть и проблемы – недостаточно развитая экосистема, критерии оценки «зелёности» проектов», – заявил Иван Григорович.

По словам президента J.P. Мorgan в России Яна Тавровского, за последние годы рынок «зелёных» облигаций «серьёзно повзрослел». «За последние шесть лет объём «социальных» и «зелёных» облигаций в мире вырос в 25 раз. В прошлом году этот рынок достиг показателя почти в $300 млрд. В этом году, несмотря на пандемию, он уже тоже к этой цифре подходит. Это большой рынок, большой объём размещений. Всё больше банков, фондов и управляющих компаний заявляют о приверженности этому тренду, по сути, отказываясь инвестировать в проекты, загрязняющие окружающую среду», – рассказал Ян Тавровский.

В качестве примера он привёл банк J.P. Мorgan, который публично объявил о прекращении финансирования угольных компаний к 2024 году.
«Хотя российский рынок только развивается в направлении экологического финансирования, спрос на эти инструменты большой, – считает начальник Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Татьяна Орлова. – В сентябре мы выпустили очередной транш бессрочных «зелёных» облигаций, получив международный сертификат. Мы видели, что многие инвесторы «заходили» в бумагу именно потому, что она «зелёная». То есть потенциально спрос есть».

Напомним, в мае прошлого года ОАО «РЖД» стало первым эмитентом из России или СНГ, разместившим «зелёные» еврооблигации. Перевозчик разместил ценные бумаги на международном рынке на сумму 500 млн евро на восемь лет по ставке 2,2% – самой низкой в истории размещений российских эмитентов в евро на тот момент. В марте этого года холдинг осуществил второе размещение «зелёных» еврооблигаций на 250 млн швейцарских франков (приблизительно 231 млн евро) сроком на шесть лет. В сентябре – третье размещение бессрочных «зелёных» облигаций в объёме 100 млрд руб. по ставке 7,25%.

По словам Татьяны Орловой, ОАО «РЖД» хотело бы направлять средства от размещения «зелёных» облигаций не только для привлечения денег под новые проекты, но и для рефинансирования текущих обязательств по экологическим программам. «Нам кажется, имеет смысл двигаться в сторону некоторого ослабления регулирования. Например, сейчас по российским стандартам нельзя выпустить «зелёные» облигации и направить их на цели рефинансирования. На международном рынке это допускается», – заявила Татьяна Орлова.

По её словам, такая мера позволила бы поддержать в размещении «зелёных» облигаций и других российских заёмщиков, увеличить объём сделок и решить проблему нехватки у компаний отдельных проектов для выхода на рынок экологических заимствований. «Решением может быть формирование некого портфеля проектов, а другим – направление средств как раз на рефинансирование, потому что, по сути, многие компании, и РЖД в том числе, уже длительное время инвестируют в «зелёные» проекты», – считает госпожа Орлова.
«Для российских компаний развитие «зелёного» финансирования затрудняет ряд факторов, – отметил заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко. – Чтобы повторить успех РЖД, компания должна обладать тремя составляющими: быть такой же большой, иметь соответствующий «зелёный» проект международного уровня и не иметь каких-либо ограничений на предоставление финансирования».

Таких компаний, по его словам, в стране мало. При этом в ряде компаний есть проекты, для которых лишь в силу размера нецелесообразно проходить сертификацию в международном агентстве и выходить на рынок. «Чтобы «подсветить» такие компании, необходим некий локальный стандарт, который снимет разночтения с международной практикой, чтобы мы могли сориентировать компании, что такое «зелёный» проект, а что – нет», – отметил Алексей Мирошниченко.

По его словам, ВЭБ.РФ разработал методологию по оценке «зелёных» проектов с учётом замечаний рынка. Документ будет опубликован в ближайшее время, в нём будут содержаться критерии, которые позволят рейтинговым агентствам более чётко специфицировать «точки отсечения» – какой проект можно называть «зелёным», а какой нельзя.

Первый заместитель генерального директора АО «Эксперт РА» Марина Чекурова считает, что государство также может помочь развитию «зелёных» инструментов, субсидируя такие затратные мероприятия, как получение эмитентом экологического заключения по проекту, получение аудиторских заключений и заключений рейтинговых агентств.

По словам управляющего директора, соруководителя управления долгового финансирования СБЕР КИБ Эдуарда Джабарова, стимулировать спрос на создание «зелёных» проектов поможет создание специализированных фондов (в том числе государственных). «Они могут появиться, например, на базе институтов развития, в частности ВЭБ. Это позволит создать первичный спрос на такой финансовый инструмент», – считает Эдуард Джабаров.

Вадим Павлов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31