26 января 2022 07:21

Идеи поддержали деньгами

Светлана Кишкина, начальник отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги

– В середине октября на дороге приступили к доработке прототипов инновационных проектов – победителей первого открытого конкурса, проведённого дорогой совместно с правительством Самарской области. Как удалось сочетать внешние механизмы финансовой поддержки инноваций со спецификой работы РЖД?
– Конкурс стал пилотным для компании. Начиная с 2010 года Инновационный фонд Самарской области при поддержке Министерства экономического развития Самарской области проводил конкурс инновационных проектов для научно-технологического и инновационного развития различных отраслей, но не затрагивал железнодорожную отрасль.
Весной 2020 года при поддержке Центра инновационного развития на Куйбышевской дороге было принято решение о распространении этого конкурса и на железную дорогу. В мае было подписано соглашение между Куйбышевской дорогой и Инновационным фондом Самарской области, что дало возможность разработчикам проектов получить финансирование за счёт субсидии регионального Министерства экономического развития и ОАО «РЖД». Соглашение предполагает софинансирование проекта-победителя в размере 20% и использование железнодорожной инфраструктуры в качестве основной площадки для апробации разработок.

– Как проходил отбор проектов?
– Конкурс проводился в два этапа. На первом (с 9 июля по 28 августа) из 14 заявленных инновационных проектов конкурсной комиссией были выбраны семь. Ещё два победителя были определены по итогам второго отборочного этапа (с 2 по 29 сентября). В результате грантовый фонд составил 16,2 млн руб., размер финансовой поддержки, которую получили конкурсанты, – от 600 тыс. до 2 млн руб. В настоящее время все они получили финансирование на доработку прототипов своих проектов и проведение их испытаний.
Проекты-победители ориентированы на ключевые направления для ОАО «Российские железные дороги». К примеру, создание автоматизированного рабочего места для поверки средств измерения давления, а также автоматизация процесса расшифровки данных дефектоскопного исследования рельс со 100-процентной точностью. В числе победителей – разработки по изготовлению точечного вагонного замедлителя, изолирующей торцевой прокладки рельсовой цепи с повышенными свойствами износостойкости, необслуживаемого энергоблока для электропоездов, а также системы контроля и распознавания маркировки рельсовых плетей, системы контроля и мониторинга скально-обвальных участков на основе машинного зрения. Завершить испытания и оценить их результаты планируется до 20 декабря.
В результате ОАО «РЖД» получит разработки, прошедшие тестовые испытания на железнодорожной инфраструктуре, и сможет оценить их технико-экономическую эффективность. Данные факторы являются ключевыми для принятия решения о целесообразности дальнейшего их внедрения в компании. Предварительный же эффект от реализации отобранных проектов ожидается в размере более 100 млн руб.

– Планируется ли продолжить практику проведения подобных конкурсов?
– Начиная с 2021 года полученный положительный опыт привлечения стороннего финансирования будет распространён в регионах обслуживания Куйбышевской дороги. В настоящее время получены согласительные письма со стороны Республики Мордовия и Самарской области.
Общая длительность процессов организации и проведения пилотного конкурса, а также доведения проектов до стадии принятия решений о целесообразности их внедрения по итогам испытаний ориентировочно составит около девяти месяцев. Это значительно повысит скорость реализации инновационных проектов в ОАО «Российские железные дороги», обеспечивая выполнение производственных задач подразделений компании и получение значимого экономического эффекта без привлечения средств компании, относящихся к профильным программам финансирования, таким как инвестиционная программа и план научно-технического развития.

Беседовал
Александр Северов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31