22 января 2022 20:50

фото: Пресс-служба «Уральских локомотивов»

«Ласточки»: пять лет уверенного полёта

Секрет успеха предприятия – в стремлении отвечать вызовам времени и учитывать пожелания пассажиров

Различная компоновка, дизайн и вместимость – и неизменная надёжность. В чём секрет самого востребованного в пригородном движении подвижного состава?
Сегодня это уже исторический факт: первые «Ласточки» на сети дорог появились пять лет назад, 1 октября 2015 года, на Октябрьской железной дороге. Новые скоростные электропоезда Московско-Тверская пригородная пассажирская компания (МТППК) направила на маршруты с высокой плотностью пассажиропотока: Москва – Крюково (Зеленоград), Москва – Тверь. Специалисты завода-изготовителя – «Уральских локомотивов» – с первых же дней эксплуатации следили за состоянием «Ласточек» на линии, контролировали работу ключевых агрегатов и узлов новой техники и скрупулёзно собирали все пожелания перевозчика и пассажиров.

Генеральный директор МТППК Константин Воронцов отмечает готовность предприятия, которое первым в стране выпустило скоростной пассажирский электропоезд, оперативно реагировать на запросы перевозчика и пожелания со стороны граждан: «По нашим просьбам завод изменил компоновку салона для увеличения количества сидячих мест, добавил туалетные комнаты в промежуточных вагонах, улучшил систему информирования пассажиров». Изменилась сама идеология компоновки поезда: «Ласточка» обзавелась проходными вагонами.

Все эти годы инжиниринговая служба предприятия отслеживала и внедряла новые решения и идеи. Так, в короткое время был построен первый в России 10-вагонный состав скоростного электропоезда «Ласточка» ЭС2Г. Это стало возможным благодаря созданию отечественной микропроцессорной системы управления – она позволяет варьировать компоновку состава достаточно широко. Впервые новый поезд заменил зелёные электрички на маршруте Москва – Клин. В отличие от сдвоенных пятивагонных поездов, используемых на некоторых маршрутах, в 10-вагонной «Ласточке» пассажиры могли свободно перемещаться вдоль всей длины состава. Благодаря этому загрузка вагонов стала более равномерной, а время на высадку и посадку пассажиров сократилось.

В обновлённой «Ласточке» были установлены горизонтальные поручни с передвижными ручками. Велосипедисты высоко оценили прочные напольные стойки для индивидуального транспорта. В каждом вагоне разместили розетки для зарядки мобильных устройств, места для багажа и крючки для верхней одежды. Поезд класса комфорт стал новым стандартом обслуживания пассажиров Московско-Тверской ППК. На первых порах 10-вагонные составы совершали восемь рейсов в день. Отзывы тех, кому посчастливилось проехаться на инновационной уральской «Ласточке», оказались самыми восторженными. Со временем общее количество рейсов поездов комфорт на участке Москва – Крюково – Клин Московско-Тверской ППК увеличилось до 24 и составило 13% от общего количества рейсов пригородных поездов.

Уже в середине 2016 года аналитики МТППК отметили рост пассажирооборота: за шесть месяцев – 25 млн пассажиров, на 10,5% больше, чем годом ранее. Возросшие показатели напрямую связаны с внедрением проекта «Ласточка»: скоростные поезда перевезли свыше 5 млн пассажиров. Сегодня поездки на «Ласточках» ежедневно совершают почти 50 тыс. человек – в два раза больше, чем в начале эксплуатации в 2015 году. Всего к юбилею эксплуатации «Ласточек» МТППК перевезла этими скоростными поездами свыше 70 млн пассажиров.

За пять лет регулярных рейсов география применения «Ласточек» значительно расширилась. Сегодня безопасные и надёжные электропоезда перевозят пассажиров в 22 регионах России – от Калининграда до Урала. Как отметил генеральный директор «Уральских локомотивов» Олег Спаи, «скоростные электропоезда «Ласточка» – самый известный сегодня продукт завода. Пять лет эксплуатации показали, что наши поезда высокотехнологичные, надёжные и безопасные. А пассажиры ценят их за комфорт и скорость».

Уральские скоростные электропоезда осваивают маршруты и на своей малой родине, в Свердловской области. Руководство Свердловской пригородной компании (СПК) считает начало курсирования «Ласточек», которое также состоялось в 2015 году, важным этапом развития региональных перевозок. 5 ноября 2015 года при поддержке СвЖД и правительства Свердловской области два первых пятивагонных электропоезда «Ласточка» производства «Уральских локомотивов» вышли на региональные маршруты из столицы Среднего Урала в Нижний Тагил и в Каменск-Уральский. Пассажиры оценили комфорт и скорость поездок: в первом случае время в пути составило меньше двух часов, во втором – чуть более полутора.

Ёмкость пассажирских скоростных перевозок выросла, но есть и потенциал дальнейшего развития: СПК, недавно отметившая своё 15-летие, работает в границах Свердловской и Южно-Уральской железных дорог. «В настоящее время пригородные «Ласточки» курсируют из Екатеринбурга в Нижний Тагил, Серов (через Кушву), Шалю (через Кузино) и Каменск-Уральский. За год скоростные электрички на СвЖД перевозят более миллиона пассажиров. Для жителей регионов уже стал привычен комфортабельный подвижной состав, удобный график движения и оптимальная стоимость проезда. На тех направлениях, где появились «Ласточки», пассажиропоток постоянно растёт», – отмечает генеральный директор СПК Роман Бараковских.

Максимально эффективной и для пассажира, и для оператора стала эксплуатация «Ласточек» на Московском центральном кольце (МЦК): здесь электропоезда почти сразу стали работать в тактовом режиме и за четыре года с момента запуска перевезли почти полмиллиарда пассажиров. Всего на МЦК работает 51 состав, выпущенный на «Уральских локомотивах». Чтобы эффективно решать задачи столичного транспортного комплекса, специалисты предприятия постоянно совершенствуют конструкцию поезда, внедряют инновационные системы и оборудование.
«В конструкцию состава внесли изменения, благодаря которым удалось не только увеличить вместимость вагонов для обеспечения необходимого пассажиропотока, но и сделать их наиболее комфортными для перемещения в городской среде», – рассказал генеральный директор завода «Уральские локомотивы» Олег Спаи.

География применения «Ласточек» постоянно расширяется: прошли пробные поездки скоростной электрички в Новосибирской области, на Южном Урале. Запуск скоростной электрички на маршруте Челябинск – Магнитогорск запланирован уже в этом году. Время в пути составит порядка четырёх часов.

Одновременно со всё большим распространением «Ласточек» конструкторы «Уральских локомотивов» создают новые модификации скоростного пассажирского транспорта. Для большей эффективности обслуживания различных направлений по заказу РЖД разработаны новые типы скоростных поездов: «Ласточка» серии ЭС2ГП – для межрегиональных маршрутов, «Ласточка» ЭС1П – для работы на участках с постоянным и переменным током. С учётом пожеланий и потребностей перевозчиков в разных городах нашей страны конструкторы «Уральских локомотивов» создают разносоставные поезда, количество вагонов в которых варьируется от 3 до 12. Идёт работа над проектом двухэтажных межрегиональных экспрессов – для перевозки пассажиров на дальние расстояния с высоким уровнем комфорта.

Владимир Андреев
Партнёрский материал

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31