27 января 2022 17:39

фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Задачи на три пятилетки

Железнодорожный транспорт Эстонии предлагают сделать быстрее и экологичнее

Министр экономики и инфраструктуры Таави Аас в конце сентября подписал проект плана развития транспорта и мобильности Эстонии на 2021–2035 годы. Документ предусматривает модернизацию железной дороги от Таллина до Санкт-Петербурга.
План описывает ход развития пассажирских перевозок и ускорение движения железных дорог. Министерство экономики и коммуникаций Эстонии (МЭК) планирует увеличить число пассажиров на железнодорожном транспорте до 20 млн человек в год (т.е. более чем в два раза, сейчас около 8 млн) за 15 лет.
«Чтобы продолжить рост пассажиропотока, необходимо увеличить пропускную способность железнодорожных линий (в том числе создать обгонные пункты) и безопасность железнодорожных переездов, – говорится в проекте плана. – Важно создать возможность для безостановочного движения поездов между крупными городами и построить многоуровневые железнодорожные переезды».

Предполагается, что в 2035 году время поездки от Таллина до Нарвы составит 1 час 45 минут (сейчас около 2 часов 13 минут), а до Тарту – 1 час 30 минут (сейчас около 1 часа 56 минут). В сообщении новостного портала ERR говорится, что для соответствующей модернизации железной дороги потребуется 260 млн евро, которые планируется привлечь за счёт кредитов и структурных фондов ЕС.

Проект плана также подразумевает развитие международного туризма. Для этого согласно плану необходимо модернизировать железную дорогу от Таллина до Санкт-Петербурга и ускорить процедуры пересечения границы. Это сократит время поездки между двумя городами до 2–3 часов. Также в проекте плана отмечается значимость будущего тоннеля Таллин – Хельсинки. Однако в ближайшие 15 лет реализация проекта Rail Baltica (железная дорога, соединяющая Эстонию, Литву и Латвию со странами Центральной Европы) является приоритетом и никаких инвестиций в строительство тоннеля не планируется.

Много внимания в плане развития уделяется уменьшению воздействия транспортных средств и систем на окружающую среду. Для этого планируется электрификация части железной дороги на восточном и южном направлениях Эстонии. Документ предусматривает внедрение низкоуглеродного топлива на всех видах транспорта, например водорода. Более подробные меры по использованию низкоуглеродного топлива будут разработаны позже в сотрудничестве с Министерством окружающей среды Эстонии.

При разработке проекта плана развития транспорта и мобильности МЭК сделало запрос в Программу поддержки структурных реформ (SRSP) Европейского союза для получения анализа транспортной системы Эстонии. Исследования провела межправительственная организация International Transport Forum (Международный транспортный форум, ITF). Как сообщил «Гудку» руководитель отдела по связям с общественностью ITF Майкл Клот, анализ проводился за счёт средств SRSP и реализовывался ITF в сотрудничестве со Службой поддержки структурных реформ Европейской комиссии.

ITF выявил слабые места в правилах отбора и оценки проектов, что приводит к росту затрат. Причина – отсутствие подразделения в МЭК, которое бы занималось разработкой стратегической политики в сфере транспорта. Помимо этого, существуют системные проблемы в организации тендеров. Действующая система не исключает сговоры между участниками конкурсов.

Кроме этого, ITF рекомендовал Эстонии придерживаться осторожного подхода к использованию государственно-частного партнёрства (ГЧП). В исследовании отмечается, что ГЧП даёт более высокое соотношение цены и качества в том случае, если оператор инфраструктуры способен влиять на спрос за счёт более высокого качества обслуживания. Но для железнодорожной инфраструктуры это менее вероятно.

Также, по мнению ITF, проблемой для железнодорожного строительства в Эстонии может стать реализация проекта Rail Baltica. Эксперты считают, что стоимость её строительства увеличится и это сократит доступные средства для реализации других пунктов плана.

Анна Якушева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31