01 марта 2021 06:59

Мобильность повышает эффективность

Александр Сиваков, начальник Службы цифровизации технологических процессов Центральной дирекции инфраструктуры

Внедрение рабочих мест, действующих на основе мобильных приложений, повышает эффективность производства во всех подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры.

Условно процесс формирования мобильного рабочего места (МРМ) можно разбить на два этапа. История первого этапа уходит в 2011 год. Первые серийные устройства были по меркам сегодняшнего дня достаточно громоздкими. Их основное назначение заключалось в регистрации отступлений от норм содержания объектов инфраструктуры в дистанциях пути Октябрьской, Горьковской и Северной дирекций инфраструктуры. Их опытная эксплуатация на нескольких пилотных полигонах позволила оценить востребованность технологии.

Второй этап массового внедрения мобильных технологий начался в 2017–2018 годах, когда была закуплена и поставлена первая партия промышленных смартфонов отечественного производства MIG G55. В 2018-м началась опытная эксплуатация устройств, предназначенных для осмотрщиков-приёмщиков вагонов, а в 2019–2020 годах в промышленную эксплуатацию введено программное обеспечение (ПО) мобильного приложения, предусматривающее автоматизацию технологического процесса допуска грузовых вагонов на инфраструктуру из плановых видов ремонта. В это время было внедрено 387 МРМ осмотрщиков-приёмщиков вагонов.

В 2020 году предусмотрена разработка программного обеспечения МРМ ВХ (вагонного хозяйства) в части создания мобильного приложения для осмотрщика пунктов технического обслуживания (ПТО) 4-го и 5-го классов. Потребность в обеспечении указанных рабочих мест составляет 1145 единиц. В 2021 году запланировано развитие ПО, позволяющего автоматизировать процесс технического обслуживания грузовых вагонов с учётом реализации речевых сервисов ввода/вывода информации.

Ещё более массово технология МРМ внедряется на предприятиях управления пути и сооружений. В 2018–2019 годах было поставлено почти 6,5 тыс. устройств. Технологически все они связаны с основной информационной системой инфраструктурного комплекса – Единой корпоративной автоматизированной системой управления инфраструктурой (ЕК АСУИ). Применение мобильной «связки» с ЕК АСУИ позволило на первом этапе автоматизировать несколько технологических процессов, например фиксировать отступления от норм содержания объектов инфраструктуры, выявленные в ходе осмотров контролёрами пути и дорожными мастерами (так называемые инциденты); подтверждать выполненные работы на месте с прикреплением фотоматериалов. Кроме того, технология позволила повысить эффективность и оперативность работ при осмотрах, что в свою очередь положительно влияет на безопасность движения в целом. Однако самым важным эффектом от внедрения технологии стала возможность перехода на принципиально новую технологию ручной диагностики параметров пути и стрелочных переводов путём внедрения электронных путевых шаблонов нового поколения. Значения их параметров автоматически формируются в учётные формы установленного образца и передаются по цепочке «шаблон – МРМ – ЕК АСУИ» в единую базу данных, становясь основой для выверенных управленческих решений в содержании и ремонте пути. По мере дальнейшего оснащения дистанций пути и региональных центров диагностики электронными путевыми шаблонами и МРМ технология позволит в режиме реального времени замкнуть в единую автоматизированную производственную цепочку технологические процессы диагностики состояния объектов инфраструктуры, её ремонта и содержания.

В этом году МРМ пришли и в хозяйство автоматики и телемеханики. Пока в двух дистанциях – Октябрьской и Восточно-Сибирской дирекциях инфраструктуры – идёт апробация ПО ЕК АСУИ МРМ Ш и технологии работы с ней. Это позволяет электромеханикам оперативно вносить информацию о результатах плановых осмотров оборудования СЦБ и регламентных работ, иметь при себе график технического обслуживания и нормативную документацию. На предприятиях эксплуатируются 388 мобильных устройств. Планируется оснастить мобильными устройствами почти 17 тыс. рабочих мест в системе управления автоматики и телемеханики.

В планах – поставка в 2021 году ещё почти 20 тыс. оснащённых необходимым ПО устройств МРМ во все функциональные блоки дирекции. А в целом к 2023 году дирекция получит около 50 тыс. устройств МРМ, оснащённых необходимыми мобильными приложениями.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30