01 декабря 2022 20:09

Лифт для одарённых

Николай Воскобойников, директор школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» на станции Танхой

– Николай Георгиевич, 6 октября начнёт свою работу онлайн-школа «Открывая Байкал». Её финансирование осуществляется из Фонда президентских грантов. Расскажите об этом проекте.
– Мы давно позиционируем своё образовательное учреждение как цифровую школу и вопросами построения электронной образовательной среды занимаемся с 2011 года. Тогда была выпущена книга «Электронный вираж современной школы», за которую на Всероссийской выставке «Учсиб» нам дали золотую медаль. Вторым аргументом для нашего решения стала пандемия коронавируса, побудившая перейти на дистанционное обучение.
Методическим ядром нашего проекта станут педагоги и учёные, за плечами которых опыт руководства исследованиями школьников на Байкальской международной школе. Она проходит в Танхое с 2009 года.
В августе 2020 года мы провели онлайн-курсы для педагогов 50 средних школ, расположенных в 14 регионах страны. Это были представители как муниципальных, так и железнодорожных учреждений образования. Готовили тьюторов, которые будут сопровождать мероприятия нашего проекта «Открывая Байкал».
Сам проект направлен на повышение доступности качественного образования, компетентности и конкурентоспособности учащихся страны. Миссия – предоставлять социальные лифты одарённым подросткам.
Объём финансирования проекта из Фонда президентских грантов составит 1,3 млн руб.
Учащиеся 5–9-х классов, интересующиеся наукой и проектной деятельностью, смогут пройти онлайн-курс. Детей будут обучать тому, как вести исследования, как анализировать полученные данные, оформлять и презентовать свои работы, как выстраивать индивидуальные проекты.
Ребята смогут выбрать себе удалённых научных руководителей и технических консультантов, которые помогут провести и оформить исследования, реализовать проекты и подготовят к участию в очной зимней школе «Открывая Байкал» и онлайн-конференциях. Лучшие работы выпускников онлайн-школы будут представлены весной 2021 года на офлайн-конференциях «Тропой открытий В.И. Вернадского» и «Чтения имени В.И. Вернадского».
Действуют два механизма отбора детей. Первый: педагоги рекомендуют своих учеников, которые занимаются проектно-исследовательской деятельностью, добились результатов, хотят выйти на новый уровень. Второй механизм таков: ребёнок, интересующийся наукой, проектированием, но не имеющий наставника, может подать заявку на участие в «Открывая Байкал». Направлений у нас несколько: «IT-технологии», «Хайтек», «Экомониторинг», «Физика на железнодорожном транспорте», «Историческое краеведение», «Лихенология» (наука о лишайниках. – Ред.) и другие.
Шестого октября будет дан старт проектно-исследовательской деятельности. Тьюторы, которых мы подготовили, сейчас работают над техническими заданиями для проектов и исследований учеников 5–9-х классов.

– Экспертный совет проекта возглавил председатель межрегионального общественного движения педагогов «Исследователь» Александр Леонтович. Поддержку проекту оказывает ОАО «РЖД». Какова роль партнёров в проекте «Открывая Байкал»?
– Работников Иркутского кванториума ОАО «РЖД» мы привлекаем в качестве экспертов и тренеров. Кроме этого, мы будем использовать оборудование, программное обеспечение кванториума для организации проектных работ.
В Департаменте управления персоналом компании формируют под наш проект проблемные задачи железнодорожного транспорта, из которых наши подопечные смогут выбрать тему для исследования или проекта.
Среди наших партнёров Байкальский государственный природный биосферный заповедник. Его специалисты могут стать научными руководителями юных исследователей. Нам интересны его объекты для проведения зимней очной школы «Открывая Байкал».
Сотрудники Института непрерывного образования Бурятского государственного университета взяли на себя методическое сопровождение подготовки тьюторов.
Участвовать в нашем проекте будут ученики и учителя опорных школ, которые создаёт ОАО «РЖД». Проект «Открывая Байкал» во многом пересекается с новым проектом компании – «Страна железных дорог».

– Ваша команда участвовала в разработке комплексной программы «Страна железных дорог» компании «РЖД». Какие направления этого проекта предстоит реализовать танхойским педагогам?
– Этот проект разрабатывает коллектив нашей школы-интерната по поручению Департамента управления персоналом ОАО «РЖД». Наши педагоги разработали поурочные планы, рабочие программы элективных курсов «Физика на железнодорожном транспорте», «Математика…», «Информатика…». К работе над последним направлением привлекали педагогов школы-интерната № 22 ОАО «РЖД» на станции Улан-Удэ.
У нас уже разработаны программы и методические рекомендации, подготовлены сборники задач, лабораторных практикумов. Составлен перечень необходимого оборудования для реализации всех этих мероприятий. Свою лепту в работу над комплексной программой внесли сотрудники кванториума. Сейчас трудимся над пособием для учителей.
Комплексная программа окончательно не утверждена. Перед нами стоит задача оперативно её доработать, чтобы 1 октября в опорных школах смогли приступить к реализации «Страны железных дорог».

Беседовала
Лейла Мустафаева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30