20 сентября 2020 23:36

фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Масштаба не хватает

Наталья Чуркина, аналитик Института комплексных стратегических исследований

Предполагаемое Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры увеличение провозной способности БАМа и Транссиба соответствует лишь планам по росту экспорта угля в восточном направлении.

Внесённые в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры изменения в этом и прошлом году касались преимущественно его энергетической части (в Комплексный план включены 11 федеральных проектов. Девять из них направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, два – на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры. – Ред.). Касательно железнодорожного транспорта, с 21 до 18 было снижено число мероприятий по развитию электрической сети в целях реализации первого этапа расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Изменение внесено распоряжением Правительства РФ от 17 августа 2019 года № 1844‑р.

Вместе с тем ключевой проблемой плана является его недостаточный уровень масштабности. Прежде всего это касается развития железных дорог. Так, увеличение суммарной провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей предполагается лишь в 1,3–1,4 раза по сравнению с текущим уровнем – до 182 млн тонн к 2024 году. По сути, это соответствует лишь планам по росту экспорта угля в восточном направлении. Необходим же рост пропускной способности как минимум в 2–2,5 раза.

Железные дороги в России загружены гораздо больше, чем за рубежом, а грузоотправители находятся в условиях жёсткой конкуренции за доступ к инфраструктуре. Так, объём грузооборота на 1 км железных дорог у нас в 1,6 раза выше, чем в Китае, и в 1,9 раза выше, чем в США. Поэтому России нужны сегодня гораздо большие масштабы по строительству железных дорог, в том числе за счёт строительства дополнительных главных путей в востребованном восточном направлении.

Безусловно, необходимо также увеличение скорости железнодорожных перевозок. В Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предполагается увеличение средней коммерческой скорости товародвижения на железнодорожном транспорте лишь в 1,1–1,2 раза к 2024 году. В результате в 2024 году коммерческая скорость товародвижения будет составлять лишь 440 км/сут., или 18,3 км/ч, что является недопустимо низким показателем в современном мире. Для сравнения, средняя коммерческая скорость в Китае – более 30 км/ч на достаточно больших расстояниях.

Беседовал
Вадим Павлов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30